Марина Пустильник, главный редактор ИноСМИ.
Вопрос привязанности российского общества к далеким Курильским островам не дает мне покоя с тех пор, как невинная колонка в газете Moscow News с предложением превратить эту территорию в российский Гонконг вызвала ярость группы Интернет-активистов, написавших по этому поводу ряд открытых писем в администрацию президента, премьер-министра и Общественной палаты. Произошедшее заставило задуматься и о другом - насколько общественное мнение в Интернете является репрезентативным для общественного мнения страны. На днях на сайте ИноСМИ была опубликована небольшая заметка о том, что премьер-министр Японии Юкио Хатояма призвал президента Медведева прагматично подойти к переговорам о передаче Японии четырех южных островов Курильской гряды. Общий тон оставленных под материалом комментариев: это наше, и точка.
Но на чем основана эта уверенность? Подобный накал страстей можно было бы объяснить, если бы, как некоторые полагают, Курильские острова принадлежали России до русско-японской войны 1904-05 года, затем были отобраны Японией, победившей в той войне, а затем были возвращены в 1945 в результате советской победы во Второй мировой войне. Однако небольшой экскурс в историю показывает, что это объяснение не имеет ничего общего с истиной.
Начнем с того, что Курильские острова просто в силу своей удаленности от Среднерусской возвышенности, да и вообще от евразийского континента, не могут быть исконно русской землей. Они были заселены туземцами, известными как айны. Собственно, и название Курильские острова произошло от самоназвания айнов - "куру". Острова были открыты в 1635 году японцами, а в России первые сведения об островах появились после экспедиции Атласова на Камчатку в 1697 году.
Дальнейшая история Курильских островов такова: в "Пространном землеописании Российского государства"... 1787 года был приведен список двадцати одного острова Курильской гряды, принадлежащего России. Туда не входили южные острова, контролировавшиеся Японией (те самые, на которые Япония претендует и сейчас).
В 1855 году Россия и Япония подписали соглашение о разграничении гряды, согласно которому граница была проведена между островами Итуруп и Уруп. Остров Сахалин оставался в общем владении до 1875 года, когда стороны подписали Санкт-Петербургский договор, в рамках которого Япония отказалась от своих притязаний на Сахалин в обмен на отказ России от всех островов к северу от Урупа. То есть, острова, на которые сегодня претендует Япония, не принадлежали России. От остальных же островов царское правительство отказалось в обмен на Сахалин, и, оглядываясь назад, можно сказать, это была гораздо более выгодная сделка, чем продажа Аляски американцам.
Как объяснить, в таком случае, эту истерическую жадность, не имеющую под собой никакого исторического основания? Тем, что Япония была агрессором во Второй мировой войне, а Курильские острова являются добычей победителя? Но это очередная историческая неправда. Между СССР и Японией был подписан пакт о ненападении, который более-менее соблюдался обеими сторонами в течение всей Второй мировой войны, пока Москва не расторгла его в одностороннем порядке 9 апреля 1945 года и не напала на Японию. То есть, строго говоря, агрессором в данном случае был СССР. Как увязать эту непримиримую позицию с тем, что в 1956 советское правительство было готово отдать Японии два из четырех островов, на которые она претендовала? То соглашение провалилось не потому, что советские лидеры вдруг вспомнили о том, что Курилы - это исконно русская земля, а потому, что Соединенные Штаты заявили Японии, что если та согласится на два острова вместо четырех, то никогда не получит назад остров Окинава, на котором располагалась американская военная база. В 1956 году США не хотели, чтобы Япония подружилась с СССР, вряд ли они хотят этого и сегодня.
Так почему же российским "патриотам" не приходит в голову немного подучить историю и понять, что своими криками о "ни пяди русской земли узкоглазым" они сами, своими руками помогают столь ненавистному для себя Вашингтону?
Неужели, от того, что Россия вернет Японии даже не всю Курильскую гряду, а лишь четыре южных острова (являющихся для Японии Северными территориями), территория нашей большой страны станет настолько меньше, что мы уже не сможем гордиться тем, что живем в самой протяженной стране мира? Неужели кто-то из патриотов считает, что немногочисленные оставшиеся жители Курил (в основном это военнослужащие и их семьи) хотят и дальше жить на разваливающихся островах ради того, чтобы житель Рязани или Сарова ощущал великодержавную гордость? Неужели, в конце концов, наша страна так бедна природными ресурсами, чтобы сидеть, как собака на сене, на островах, чей ресурсный потенциал уже много лет не разрабатывается даже на 10%, когда четыре южных острова Курильской гряды можно обменять на инвестиции японских компаний в материковую экономику, а главное, - вообще развернуть Японию лицом к России, а не к заокеанскому соседу?
Если “такая корова нужна самому”, то почему никто не едет на Курильские острова, не селится там и не начинает работать? Почему подходит к концу третий год действия Федеральной программы по развитию островов, а мы ничего не слышим об успехах восстановления инфраструктуры или экономического развития Курил? Великая страна - это не та страна, которую все боятся и не любят. Великая страна - это страна, в которой все хотят жить. Что было сделано для того, чтобы жители России захотели поехать жить на Курилы? Что нужно сделать для этого? Будет ли это когда-нибудь сделано?
Самое главное, впрочем, не в этом. Главное в том, что мы и не заметили, как Интернет стал местом, куда наше правительство идет за ответами. Президент дает свой e-mail, чтобы ему писали напрямую с предложениями; в комментариях к президентскому блогу оставляют сообщения о злоупотреблениях на местах, а милиционеры записывают послания премьер-министру и размещают их на YouTube. И если в Интернете кричат, что “не отдадим ни пяди российской земли узкоглазым”, то почему-то считается, что так оно и есть.
И все, похоже, забыли, что судить нужно по делам, а не по словам. Помимо небольшой, но очень громкой группы Интернет-патриотов, тратящих свое время на словесные битвы на форумах и в комментариях к блогам, существуют и другие Интернет-пользователи, люди, у которых нет времени на пустую болтовню, и чей настрой может быть гораздо прагматичнее.
Точно так же, как полторы тысячи респондентов опроса социологической службы вряд ли могут считаться выборкой, представляющей мнение 143 миллионов жителей России, так и люди, предлагающие в Интернете «отрезать яйца» российскому лидеру, который посмеет пойти на заключение мирного договора с Японией, не являются представителями общественного мнения.
И, может быть, стоит спросить именно людей, у которых нет времени на многочасовые Интернет-дебаты, что они предпочтут: четыре затерянных в океане острова, чья история в составе России началась в 1945 году, и чьи ресурсы за эти почти 65 лет мы так и не удосужились начать разрабатывать, или мирный договор с Японией, из которого можно извлечь много пользы не только для Курил, но и для всей страны?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции