Красноярский край - один из 19 регионов России, где с апреля 2010 года начнется эксперимент по изучению основ религиозных культур или светской этики. В одном из муниципалитетов, городе Лесосибирске, принято решение ограничиться безальтернативным преподаванием во всех школах одного курса вместо пяти - светской этики. О том, как это будет происходить, в интервью РИА Новости рассказала преподаватель Муниципального общеобразовательного учреждения Основная школа номер 5 Юлия Шарафутдинова.
- Юлия Ашрафзяновна, почти половина населения вашего города - мусульмане, другая его половина - православные христиане. Почему во всех школах предпочтение отдано светской этике?
- В школах были проведены собрания родителей учеников 4-х классов, - именно им предлагался на выбор новый предмет, состоящий из четырех модулей, - и родители совместно с директорами школ выбрали что-то нейтральное. На мой взгляд, это было сделано для снижения затрат по введению нового курса. Ввести один предмет значительно легче как организационно, так и финансово. Не нужно делить учеников на группы, приглашать в школы преподавателей, можно обойтись силами имеющегося педагогического состава.
- Кто будет вести новый предмет? Прошли ли уже преподаватели подготовку?
- В нашей школе администрация предложила самим учителям откликнуться по желанию. Я преподаватель информатики, но решила пойти на переподготовку для собственного развития, мне интересен этот предмет. Всего от нашего города курсы посещали 10 преподавателей. Занятия проходили во время осенних каникул – со 2 по 6 ноября в Сибирском технологическом университете. Преподавание предмета в школе начнется с 1 апреля 2010 года, то есть с 4-й учебной четверти.
- Чему вас, как будущего наставника по духовно-нравственному воспитанию, успели научить за одну каникулярную неделю?
- По сути, это был короткий мастер-класс, тренинг-семинар для преподавателей, кому предстоит создать авторский курс светской этики. Пока у нас нет ни рабочих программ, ни четких тематических планов, которые были бы разработаны для всех экспериментальных регионов. Каждому преподавателю предстоит разработать собственный план и продумать содержание занятий. Нам лишь приблизительно обозначили алгоритм работы, рассказали о целях преподавания нового предмета. Также были решены некоторые организационные вопросы. Оцениваться знания ребят по балльной системе не будут - ребенок получит зачет либо незачет.
- На основе чего вы будете разрабатывать содержание курса? Чему вы должны научить детей?
- Мы получили базовые характеристики программы (содержание, структура, цели предмета) на основе нескольких примеров - индивидуальных разработок других учителей. Вот, к примеру, тематический план курса «Этика и этикет младшего школьника» для 3 класса, разработанный учителем из города Находка: цель занятий - познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения, сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.
- Какие темы предусмотрены вами? Какой будет форма обучения? За счет чего будет выделено время на новый урок?
- Новому предмету отведен один учебный час занятий в неделю. Это дополнительное время в школьной программе. Поскольку четвероклассники - дети маленькие, уроки решено проводить в форме ролевых игр. Задания будут включать рисование, инсценировку, устное общение. Предполагаются также письменные задания, музыкальные фрагменты урока, разнообразные игры. Что касается конкретного содержания, будут уроки, посвященные раскрытию таких понятий, как добро и зло, прощение, уважение, сострадание, доброта. Будут уроки правил поведения в обществе, общения со сверстниками. Иллюстрации к темам можно выбирать как религиозного, так и сугубо светского характера. Приведу пример урока по теме «Прощение». Допустим, зачитывается сюжет из Нового завета о появлении грешницы – «Непрошеная гостья». Дети должны понять, что Божье прощение не зависит от тяжести проступка, и увидеть, что прощение – важное условие любви. Сугубо светское понимание темы можно проиллюстрировать произведением Л.Н. Толстого «Три вопроса». Оно поможет сформировать у детей понимание, когда прощать, кого надо простить в первую очередь, каково самое важное в жизни дело. Простить – значит не ждать, пока обидчик исправит свою ошибку и первым придет мириться.
- Как вы считаете, будет ли полезен предмет вашим ученикам? И в целом - удачным ли, на ваш взгляд, окажется эксперимент?
- Духовно-нравственное воспитание ребенка, безусловно, нужно. Но начинать его необходимо с детского сада. А еще лучше - с родителей. Однако взрослые трудно перевоспитываются, и важно не упустить возможность работать с детьми. Может быть, когда они подрастут, сами станут родителями, у них останутся в памяти школьные уроки этики. Однако курс требует более тщательной проработки: преподавание его нельзя ограничивать 4 и 5 классами начальной школы, уроки должны быть органично вплетены в процесс школьного обучения и пронизывать все предметы. Тогда, возможно, мы воспитаем новое поколение, которое будет лучше прежнего.
Материал подготовила Ольга Криволуцкая (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости