Система аттестации учителей в России. Справка
Каждый педагог общеобразовательного учреждения регулярно сталкивается с проблемой прохождения аттестации для подтверждения уровня своего профессионализма. Учитель проходит ее раз в пять лет в обязательном порядке.
Целью аттестации педагогических и руководящих кадров является определение соответствия уровня профессиональной компетенции педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационной категории.
В соответствии с тарифно-квалификационными требованиями учителем реализуются шесть основных функций:
- преподавание;
- организация внеурочной деятельности учащихся;
- помощь родителям учащихся;
- развитие и поддержание деловых связей школы с общественными организациями, имеющими отношение к воспитанию и обучению учащихся;
- участие в методической работе;
- систематическое профессиональное самосовершенствование.
Основным документом, определяющим цели, задачи, основные принципы и порядок аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационные категории, является Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 года №1908.
Основанием для проведения аттестации на квалификационную категорию является личное заявление педагогических работников, сданное на добровольной основе, на соответствие заявленной квалификационной категории.
Квалификационные испытания на всех уровнях проводятся по трем направлениям:
1) возрастной и педагогической психологии;
2) теории предмета в соответствии со специальностью аттестуемого;
3) методике преподавания в соответствии с профилем работы и специальностью аттестуемого.
Для педагогических работников предлагаются следующие формы квалификационных испытаний (по выбору аттестуемого):
- собеседование;
- представление и защита реферата;
- защита творческого (авторского) проекта;
- представление результатов опытно-экспериментальной работы;
- защита методических разработок, рекомендаций;
- защита опыта работы.
Для руководителей образовательных учреждений, претендующих на получение высшей квалификационной категории, предлагаются:
- экзамен;
- собеседование;
- защита творческого (авторского) проекта;
- защита программы развития образовательного учреждения;
- тестирование по вопросам управления;
- представление результатов опытно-экспериментальной работы.
Аттестацию педагогических и руководящих работников на вторую квалификационную категорию проводит аттестационная комиссия образовательного учреждения.
Аттестацию педагогических и руководящих работников на первую квалификационную категорию проводит муниципальная аттестационная комиссия.
Главная аттестационная комиссия проводит аттестацию всех педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию, а также на первую квалификационную категорию работников образовательных учреждений, находящихся в подчинении департамента образования.
Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения.