МОСКВА, 16 дек - РИА Новости. Российские члены экипажа МКС, занимающиеся разгрузкой транспортного корабля "Прогресс-М" с новым научным модулем "Поиск", прибывшем на орбиту 12 ноября, выражают недовольство сложностью крепления основных грузов, которые препятствуют оперативному извлечению гостинцев с Земли, пишет в своем орбитальном блоге космонавт Максим Сураев.
Новый научный модуль "Поиск" доставлен на МКС >>
"Ждали-ждали... Прилетел "Поиск"! Оборудования в модуле много. И все закреплено в таких жестких рамах, на болтах, на веревках... Короче, распаковывать - еще попыхтеть придется...", - сетует бортинженер МКС.
"Наши, в отличие от американцев, японцев, крепят грузы на совесть, в том числе и в "Прогрессах", как на случай ядерной войны. Причем, непонятно зачем. Перегрузки на выведении небольшие, ну, единиц пять. Наши партнеры уже давно крепят без болтов и без рам, на ворсовках, например. У них раз-раз и все грузы вытащили. А у нас, такое ощущение, что вся эта система как была при Королеве, так сегодня и осталась", - недоволен Сураев.
По его словам, в условиях невесомости открутить болт, который "здоровый рабочий на Земле затянул", - непростая задача.
"Вот нам с Ромкой (коллега Сураева, российский космонавт Роман Романенко) пришли посылки, но, судя по всему, пока все раскрутим, мы до них доберемся только к Ромкиному отлету... Или чуть раньше... Это чтоб гостинцы слаще казались. Их еще надо заслужить", - шутливо отмечает российский космонавт.
Максим Сураев вспоминает отдельные моменты стыковки транспортного корабля со станцией.
"Прогресс" пристыковался в автомате (штатный режим выполнения операции с применением системы автоматического сближения и стыковки), все прошло хорошо. Мы с ЦУПом контролировали. Правда, на последнем участке сближения скорость была с превышением на две единицы. Если бы у нас была такая скорость на тренировке по ручной стыковке - это "два" балла, однозначно...", - с улыбкой отмечает Сураев.
"Первую дверь открыли - запахло космосом. А потом, уже когда открыли второй люк, запах Земли вдохнули", - вспоминает Сураев.
"Мы, конечно, проверили атмосферу в модуле на предмет вредных примесей. Все нормально. Потом еще фильтр очистки атмосферы работал четыре часа, энергию лопал. Хотя было очевидно, что упаковки грузов не нарушены, и никаких вредных веществ в атмосферу не попало. Чистить четыре часа - и все тут. В общем, все по документации. Спецам виднее...", - философски отмечает бортинженер МКС.
"О, пока я это все рассказывал, тут какие-то штучки переливающиеся за иллюминатором появились. Уфологи, напряглись, да? Не-а, не НЛО! Это, я думаю, пыль, которая образуется при стыковке. Но выглядит красиво...", - завершает свою очередную космическую историю с борта МКС Максим Сураев.