16 ноября начинается первый официальный визит в Россию Государственного секретаря – министра иностранных дел Казахстана Каната Саудабаева. Накануне поездки глава казахстанского внешнеполитического ведомства дал интервью нашему корреспонденту.
- Господин министр, хотя это ваш первый визит в Москву в качестве главы МИД Казахстана, но известно, что уже налажены хорошие рабочие отношения с российскими политиками и дипломатами, в том числе и с руководителем российского внешнеполитического ведомства Сергеем Лавровым. В этой связи хотелось бы поподробнее узнать о повестке дня визита и о том, какие вопросы в первую очередь вы планируете обсудить в Москве?
- Вопреки известной формуле об отсутствии вечных друзей и наличии вечных интересов, Казахстан и Россия - страны, которым самой историей суждено быть вечными друзьями. Не говоря о нашем общем прошлом, новые яркие главы в летопись взаимоотношений вписаны уже за годы независимости.
С первых дней нашей независимости президент Нурсултан Назарбаев обозначил отношения с Российской Федерацией в качестве важнейшего приоритета, и все эти годы Казахстан твердо привержен своим союзническим отношениям с Россией. Отрадно, что и высшее руководство РФ на протяжении всех лет независимости наших стран, включая Бориса Ельцина, Владимира Путина и Дмитрия Медведева, видит в Казахстане своего ключевого союзника и надежного делового партнера.
Наши страны заинтересованы в углублении интеграции как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. Казахстан и Россия имеют схожую позицию по широкому спектру вопросов.
В рамках визита планируются встречи с российским руководством, включая министра иностранных дел Сергея Лаврова. В ходе переговоров планируется обсудить ряд вопросов как двустороннего сотрудничества (План совместных действий Казахстана и России, ТЭК, транспорт, совместное использование комплекса «Байконур»), так и многосторонней дипломатии (ОБСЕ, СВМДА, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, Каспийский переговорный процесс, вопросы совместного использования трансграничных рек).
Систематизирующим фактором двусторонних отношений является План совместных действий Казахстана и России на 2009-2010 годы, утвержденный в совместном заявлении президентов двух стран. Планом предусматривается выполнение 40 пунктов по различным сферам двустороннего сотрудничества. Ход исполнения Плана будет обсужден в ходе визита.
Нашими государствами предпринимаются совместные шаги, направленные как на обеспечение стабильной общей экономической ситуации, так и на выработку совместных мер в противостоянии глобальным кризисным явлениям.
В ходе моего визита планируется подписание Плана мероприятий по сотрудничеству между МИД РК и МИД РФ и Соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконыр, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса «Байконур».
- Казахстан выступает одним из главных «локомотивов» евразийской интеграции, участвуя в реализации сразу нескольких масштабных проектов - начиная с Таможенного союза, который должен заработать с января 2010, и заканчивая созданием Коллективных сил оперативного реагирования, учения которых недавно прошли в Казахстане. Как вы оцениваете перспективы этих и других совместных проектов наших стран, какие инициативы готовите на будущее?
- Как вы правильно отметили, Казахстан выступает за укрепление региональной интеграции на евразийском пространстве. Так, в частности, Казахстан выступил с инициативой создания Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.
В настоящее время тремя государствами – Беларусью, Казахстаном и Россией - ведется активная работа по созданию Таможенного союза. Формируется соответствующая нормативно-правовая база.
Следует отметить, что с созданием Таможенного союза открываются большие перспективы в свободном перемещении товаров, увеличении инвестиционных потоков, взаимного товарооборота между нашими странами. В перспективе Таможенный союз послужит площадкой для создания более высокой ступени интеграции - Единого экономического пространства, где будет обеспечиваться принцип четырех свобод (свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы -прим. ред.).
Поэтапное интегрирование наших стран в Таможенный союз, Единое экономическое пространство и другие формы интеграции в перспективе может создать предпосылки для создания Евразийского экономического союза государств.
Что касается Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, то на них возлагаются большие задачи по укреплению безопасности государств-членов ОДКБ на фоне существующих и потенциальных угроз. Речь идет о борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов и другими видами транснациональной организованной преступности; предотвращении и отражении вооруженных нападений, в том числе агрессии, локализации вооруженных конфликтов; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
Создание КСОР является подтверждением стремления государств-членов ОДКБ к интеграции по вопросам обеспечения региональной безопасности, в том числе в военно-политической сфере.
В перспективе необходимо совместными усилиями решить вопросы обеспечения контингентов КСОР совместимым вооружением, техникой, средствами связи, а также другие практические вопросы обеспечения оперативного применения этих сил.
- В 2010 году Казахстан первым среди стран СНГ будет председательствовать в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Как известно, кандидатуру Казахстана на пост председателя ОБСЕ активно поддерживали Россия и другие страны СНГ. Были ли какие-то напутствия с их стороны и планируются ли консультации с коллегами по СНГ до и в ходе председательства?
- Казахстан, по сути, был коллективным кандидатом от СНГ, и будет уважать рекомендации и мнения своих партнеров.
Нами проведены и проводятся двусторонние и многосторонние консультации на разных уровнях в рамках ОДКБ и СНГ с целью выработки оптимальной повестки дня председательства. В ходе них обсуждались актуальные вопросы, стоящие на повестке дня Организации, а также приоритеты казахстанского председательства в ОБСЕ. Мы намерены продолжить практику проведения консультаций на разных уровнях с нашими партнерами по ОДКБ и СНГ. В данном контексте хотелось бы выразить благодарность нашим партнерам по Содружеству за конкретные предложения по продвижению актуальных инициатив.
Вопросы, связанные с нашим председательством, неоднократно поднимались в ходе визитов президента Нурсултана Назарбаева, а также руководства МИД Казахстана в Россию, как в двустороннем, так и в многостороннем форматах.
При определении приоритетов мы стремились найти гибкое сочетание национальных интересов, а также интересов наших партнеров по Центральной Азии и СНГ, как впрочем, и других стран-участниц ОБСЕ, с повесткой дня Организации. При этом мы стремились учитывать те направления ее деятельности, усилению которых Казахстан может содействовать в силу своего потенциала и достижений.
Мы будем рассчитывать на поддержку наших инициатив в рамках ОБСЕ со стороны России и других партнеров по СНГ.
Одной из наиболее серьезных проблем для всех наших государств является Афганистан, включая необходимость стабилизации ситуации в этой стране, борьбы с наркотрафиком и т.п. Соответственно, Казахстан намерен акцентировать проблематику Афганистана в ОБСЕ, и рассчитывает на поддержку наших партнеров. В более широком плане весьма актуален вопрос об определении параметров новой архитектуры европейской безопасности. И здесь также необходимы активные консультации и проработка этой темы.
В качестве одной из важнейших инициатив Казахстана в ходе нашего председательства мы хотим определить проведение саммита ОБСЕ. Как известно, последний саммит организации состоялся в 1999 году в Стамбуле. С тех пор мир кардинально изменился. Перед всеми нами встали новые вызовы. За последние годы произошел самый мощный экономический кризис. С новой силой о себе заявил международный терроризм. Как уже отмечалось, особую актуальность приобрели вопросы создания новой архитектуры европейской безопасности. Уже в течение восьми лет международному сообществу не удается добиться стабилизации Афганистана. Наконец, сегодня Европа в национальном плане стала совершенно другой, многообразной и неоднородной, что уже приводит к возникновению как конфликтогенных ситуаций, так и собственно конфликтов. Соответственно, исключительную актуальность для всех членов ОБСЕ приобрели вопросы всеобъемлющей толерантности. Кроме того, уже в течение восьми лет на ежегодных итоговых встречах министры иностранных дел ОБСЕ оказывались не в состоянии принять единую политическую декларацию, что воспринимается как признак серьезных противоречий внутри организации и уменьшение ее релевантности в современном мире.
С учетом всего этого мы полагаем, что сегодня назрела актуальная необходимость организации встречи на высшем уровне в рамках ОБСЕ, крупнейшей региональной организации в мире, занимающейся вопросами безопасности, с тем, чтобы главы государств и правительств смогли выработать принципиальные решения по ключевым проблемам евроатлантической и евразийской безопасности. Это позволит преодолеть кризисные явления в организации, вдохнуть новую жизнь в процесс ОБСЕ, начатый в Хельсинки 35 лет назад.
- На этой неделе исполняется 19 лет «Парижской хартии для новой Европы» (21 ноября 1990 года - прим.ред), принятие которой ознаменовало окончание «холодной войны» и с которой связывали возможность создания новой архитектуры европейской безопасности. Что, с вашей точки зрения, удалось и что не удалось в реформировании системы европейской безопасности за 19 лет? Какие новые вызовы и новые возможности открываются перед ОБСЕ в период объявленной глобальной «перезагрузки»?
- За свою историю ОБСЕ являлась важным форумом политического диалога на самом высоком уровне, в ходе которого обсуждался широкий круг вопросов, включая вопросы европейской безопасности. Во время холодной войны этот диалог был между Восточным и Западным блоками. Однако с принятием «Парижской хартии для новой Европы» такого разделения не стало. Все 56 государств-членов ОБСЕ встречаются на равных, обсуждают актуальные вопросы повестки дня, независимо от их принадлежности к каким-либо блокам или альянсам.
Вместе с тем, по-прежнему сохраняются некоторые противоречия между странами-участницами Организации по тем или иным вопросам. В этой связи государства не могут прийти к единому подходу в деле формирования единой системы европейской безопасности, которая была бы адекватной современным вызовам и угрозам. В результате этого в XXI век ОБСЕ вступила с серьезными расхождениями между государствами-участниками относительно форм и методов обеспечения европейской безопасности. Эти расхождения обусловлены несовпадением национальных интересов и различным восприятием существующих тенденций и проблем. Остаются неразрешенными противоречия между США и их союзниками, с одной стороны, и Россией с другой, по вопросам стратегической безопасности в Европе. В центре политических дискуссий - политическая трансформация НАТО в организацию с глобальными интересами и пространственное расширение НАТО и ЕС на восток, изменившие военно-стратегическую обстановку и баланс сил на европейском континенте.
Вследствие растущих противоречий разбалансирована система договоров, которая была создана в период «холодной войны» и в 90-х гг. ХХ века. Ряд соглашений, регулирующих различные аспекты взаимодействия государств-участников в военно-политической сфере, в сфере контроля над вооружениями, требует модернизации. Однако, имеющиеся попытки обновления существующей договорно-правовой базы и укрепления действующей в Европе системы мер доверия пока не находят достаточного количества сторонников. Для пространства ОБСЕ стали характерным необязательность или выборочность исполнения предыдущих договоренностей, таких как Венские договоренности по мерам укрепления доверия, Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, ДОВСЕ, и некоторых других договорных актов и деклараций, где в той или иной форме затронуты вопросы обеспечения европейской безопасности. Это привело к тому, что ОБСЕ постепенно утрачивает значимость в дискуссиях в области первой корзины.
В настоящее время, осознавая необходимость создания новой архитектуры европейской безопасности, страны-участницы ОБСЕ начали продвижение так называемого «процесса Корфу», целью которого является выработка конкретных предварительных предложений в указанной сфере. Мы все выражаем надежду на то, что с запуском «процесса Корфу» процесс формирования новой архитектуры европейской безопасности обретет более ясные и четкие контуры, с тем, чтобы страны-участницы Организации могли в последующем выйти на принятие каких-либо значимых решений.
Немаловажная роль в вопросе формирования новой системы европейской безопасности также отводится инициативе президента России Дмитрия Медведева, связанная с Договором о европейской безопасности. Это предложение является весьма актуальным и заслуживает тщательного изучения.
Резюмируя вышеизложенное, в целом хотелось бы отметить, что ОБСЕ на протяжении последнего десятилетия находится в процессе адаптации к стремительно меняющимся геополитическим условиям. Кардинальные изменения в мировой и региональной политике и процессы глобализации формируют качественно иную международную среду и придают новые контуры взаимодействия государств-участников в сфере европейской безопасности.
- Казахстан имеет хорошие отношения не только с Россией и исламским миром, но и с США и Евросоюзом. Эксперты говорят даже об уникальной возможности для Казахстана стать эффективным посредником «диалога цивилизаций». В какой степени Казахстан сначала в роли председателя ОБСЕ, а затем – в Организации исламская конференция (ОИК) готов стать площадкой и модератором такого диалога?
- Казахстан всецело привержен продвижению идей толерантности и цивилизованного диалога и, на мой взгляд, готов выступить в роли посредника в т.н. «диалоге цивилизаций». Мы наработали значительный опыт в деле продвижения вопросов, связанных с межэтническим и межрелигиозным согласием не только внутри нашей страны, но и в международных масштабах. Этим опытом мы готовы поделиться с другими странами.
В первую очередь, хотелось бы отметить, что обеспечение межэтнического и межконфессионального согласия, гражданского единства в стране, в которой живут представители более чем 130 национальностей, является важным условием развития Казахстана, реализации стратегических задач социально-экономической и политической модернизации страны. По поручению президента Казахстана разработана Доктрина национального единства, в которой изложены цели, задачи, принципы национальной политики, а также основные направления ее реализации. Доктрина является основой для разработки программ, законодательных и других нормативных правовых актов, направленных на формирование благоприятных условий для дальнейшей консолидации общества.
Последовательное председательство Казахстана в 2010 году в ОБСЕ и в 2011 году в СМИД ОИК предоставляет уникальную возможность для нашего государства внести свой практический вклад в процесс развития диалога между Мусульманским Востоком и Западом. В данном вопросе Казахстан является не только сторонником, но и инициатором процессов по развитию межкультурного, межрелигиозного и межцивилизационного диалогов.
Наглядным примером этого является успешно проводимый в Казахстане по инициативе президента Нурсултана Назарбаева Съезд лидеров мировых и традиционных религий. В июле этого года состоялся уже 3-й Съезд, в ходе которого лидеры приняли итоговый документ - обращение участников к международному сообществу о необходимости продолжения межрелигиозного диалога.
Имея положительный опыт по сохранению межнационального согласия и единства в нашей стране, мы хотели бы внести свой вклад в соответствующие глобальные и региональные процессы и предложить свое видение по развитию диалога также и в политической сфере. Практическим воплощением данной инициативы президента Казахстана явились предложения и ценные идеи, высказанные главами внешнеполитических ведомств и международных организаций в ходе министерской конференции «Общий мир: прогресс через разнообразие», состоявшейся в октябре 2008 года в Астане. Данный Форум в таком составе и формате (Мусульманский мир и Запад) был проведен впервые.
Основной идеей встречи министров была гармонизация отношений мусульманской и западной цивилизаций в политическом аспекте. Актуальность выбранной темы была подтверждена высоким уровнем и количеством участвующих делегаций. В качестве организатора мероприятия, нам удалось стимулировать делегации к проведению серьезных дискуссий. Итогом работы Конференции стало принятие Астанинской декларации, а также выработка предложений и практических мер для развития межцивилизационного диалога.
Проведение данной встречи министров явилось нашим вкладом в процесс развития «Альянса цивилизаций», реализуемого под эгидой ООН, в котором Казахстан также является активным участником и признанным другом этого процесса.
В период нашего председательства в СМИД ОИК мы также намерены провести 7-е заседание Всемирного исламского экономического форума, Конференцию министров здравоохранения стран членов ОИК и ряд других значимых мероприятий для выработки дальнейших планов действии по актуальным вопросам международной повестки дня.
Надеемся, что в будущем нам удастся продолжить подобный успешный опыт, который мы хотели бы реализовать в ходе нашего последовательного председательства в ОБСЕ в 2010 году и ОИК в 2011 году.
Сейчас уже можно говорить об имеющихся интересах двух организации – ОБСЕ и ОИК участвовать в проведении общих мероприятий по развитию межцивилизационного диалога. ОБСЕ и ОИК взаимно заинтересованы в установлении контактов на институциональном уровне.