Рейтинг@Mail.ru
Академик Васильев: учебник должен воспитывать любовь к предмету - РИА Новости, 16.11.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Академик Васильев: учебник должен воспитывать любовь к предмету

© Фото предоставлено ГУ-ВШЭГлавный научный сотрудник Математического института Российской академии наук (РАН), председатель комиссии отделения математики РАН по экспертизе школьных учебников Виктор Васильев
Главный научный сотрудник Математического института Российской академии наук (РАН), председатель комиссии отделения математики РАН по экспертизе школьных учебников Виктор Васильев
Читать ria.ru в
Дзен
О качестве пособий по математике в интервью РИА Новости говорит председатель Комиссии по школьному образованию отделения математики Российской академии наук (РАН) академик Виктор Васильев, возглавляющий также комиссию РАН по экспертизе школьных учебников математики.

Школьные учебники не попадают из рук авторов сразу в печать, а оттуда к ученику. Сначала они проходят экспертизу. О качестве пособий по математике в интервью РИА Новости говорит председатель Комиссии по школьному образованию отделения математики Российской академии наук (РАН) академик Виктор Васильев, возглавляющий также комиссию РАН по экспертизе школьных учебников математики.

- Виктор Анатольевич, Вы как эксперт прочитали почти все школьные учебники по математике. Как происходит экспертиза? Много ли поступает учебников, каков процент выбраковки?

- Издательство представляет книгу в Академию наук и в Российскую академию образования. Если рукопись одобрена, она отправляется в министерство, которое ставит гриф "Допущено"  или "Рекомендовано". В нашей комиссии есть три варианта оценки: пособие одобряется с первого раза, отправляется на доработку по конкретным замечаниям либо отвергается. За пять лет моей здесь работы только 2 или 3 учебника прошли экспертизу с первого раза – все это были примерно десятые переиздания. В позапрошлом году на проверку поступило 67 книг, в прошлом 33, в этом всего лишь 14. Отвергается более трети учебников (вначале было больше), это – учебники, содержащие много десятков ошибок.

- Чем вы объясняете количество негодных рукописей?

-  Хороших авторов по математике у нас немного. Зато много тех, кто, зная математику на школьном уровне, берется писать школьный учебник. Тут недостаточно вооружиться методиками. Надо иметь объемное представление о предмете. Необходимо и понимание возрастной психологии, педагогический опыт. Большинство хороших учебников созданы авторскими коллективами, в которых есть хотя бы один профессиональный математик, практикующий педагог, иногда еще методист. Нам же приходится бороться с неуемными аппетитами некоторых издательств, которые в погоне за долей рынка представляют на экспертизу учебники, написанные катастрофически небрежно.  

- Какие ошибки встречаются в таких учебниках?

- Много фактических ошибок (иногда на одной странице в среднем попадается по две-три задачи с неправильными условиями или ответами), неоднозначных формулировок теорем и определений; рисунки, не соответствующие тексту. Часто авторы вводят жаргонную терминологию, когда какие-то слова требуется понимать в смысле, отличном от их буквального значения. Есть случаи и просто анекдотические: на вопрос задачи, какой процент населения говорит на двух языках, автор дает ответ – 200%. Или вот пассаж о происхождении электрического тока: батарейка так устроена, что на одном ее электроде скапливаются положительные частицы, на другом – отрицательные; если электроды соединить проводом, частицы разных зарядов побегут навстречу друг другу; пока они бегут и сталкиваются посередине - ток есть, а когда все уже столкнутся, то батарейка разряжена…

- Наверное, подобным учебникам должна быть присуждена «пожизненная изоляция»? Что происходит с теми книгами, которые вы «заворачиваете»?

- Через год они приходят к нам вновь, и если в учебнике не осталось явных ошибок, мы обязаны его пропустить. Я четыре раза отвергал учебник, в котором за это время вычистил 360 ошибок. Теперь жду пятой попытки. Но, по-моему, человек, хотя бы раз допустивший множество ошибок в своем учебнике, в авторы не годится. Некоторые из отвергнутых авторов возмущаются: мы якобы не поняли уникальную методико-педагогическую составляющую их трудов. В таком случае непонятно, почему благодаря тем же своим методикам они сами не научились правильно решать задачи. Однако главная сложность вот в чем: автору не объяснишь, что его учебник «бездушен», не дает целостного представления о предмете, не воспитывает любви к нему. 

- Но вы все-таки пропускаете эти «неправильные» книги?

- Наша виза означает лишь, что в учебнике не осталось фактических ошибок. Методика и структура изложения – не в нашем ведении, их оценивает комиссия Российской академии образования, которая пропускает практически все. Большая (как я надеюсь) эффективность нашей комиссии определяется тем, что мы – «люди со стороны» по отношению к издательствам. Ведь школы могут приобретать только книги с визой министерства, для которой необходимо одобрение двух комиссий, поэтому, когда учебник отвергается, издательство в среднем теряет прибыль около полумиллиона долларов.   

- Что надо сделать, чтобы школьники получали хорошие учебники?

- Это – комплексная проблема и, к сожалению, очень трудная. Независимая и квалифицированная экспертиза нужна, но проблемы она не решает. Нужно еще, чтобы региональные отделы образования, методисты и учителя отбирали для работы именно хорошие учебники, а не плохие — умные и объясняющие суть дела, а не формальные и примитивные. А хорошие учебники есть, и есть пока еще люди, способные их писать. Нужно воспитывать учителей, готовых преподавать по хорошим учебникам. Нужно, чтобы в педвузы шли хорошие дети, способные стать такими учителями. Нужны хорошие программы и экзамены, поощряющие работу по хорошим учебникам, то есть понимание предмета. Короче, этот вопрос невозможно выделить из всего клубка «больных» проблем нашего школьного образования.

Материал подготовила Ольга Криволуцкая (ГУ-ВШЭ),  специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала