МОСКВА, 12 ноя - РИА Новости, Наталья Панина. Опыт реализации программ опережающего обучения в российских регионах и выработка новых методических подходов к обучению взрослого населения обсуждают участники организованного Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) экспертно-методического семинара, который прошел 9-11 ноября в Подмосковье.
"В центре внимания участников семинара находятся вопросы участия учреждений профессионального образования в организации опережающего обучения и разработки примерных рекомендаций и моделей организации такого обучения в субъектах РФ. Перед нами стоит задача создать площадку, на которой регионы могли бы делиться и обмениваться опытом. На этой основе необходимо определить наиболее перспективные подходы к организации опережающего обучения, роль и место региональных органов управления образованием, а также задачи на уровне самих образовательных учреждений", - сообщила РИА Новости руководитель отдела проектов в сфере профессионального образования НФПК Татьяна Трофимова.
Она напомнила, что в 2009 году профессиональное обучение и переобучение стало важной частью мер государства по стабилизации ситуации на рынке труда. При этом государство предоставляет возможность регионам получить дополнительное финансирование расходов, которые связаны с организацией обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, через механизмы субсидий.
"Во всех субъектах РФ были приняты и профинансированы соответствующие программы дополнительных мер по содействию занятости, переквалификации, а также поддержки трудовой мобильности населения. Общий объем средств, который выделялся на поддержку регионов в сфере урегулирования ситуации на рынке труда, составил 43,7 миллиарда рублей. В частности, на организацию опережающего обучения из этих средств было выделено 15,4 миллиарда рублей", - уточнила Трофимова.
Анализ опыта регионов показывает, что практические результаты опережающего обучения могут быть достигнуты только при обеспечении тесного взаимодействия местных органов власти, органов управления образованием, образовательных учреждений, служб занятости и работодателей, отметила она.
"Структура опережающего обучения включает несколько "игроков", обеспечивающих реализацию программ. Это, прежде всего, заявители - предприятия, которые определяют потребность в данной программе, исходя из планов реорганизации своего производства. Кроме того, это органы, уполномоченные осуществлять функцию управления в сфере занятости в субъектах РФ, а также органы управления образованием и образовательные учреждения, которые на основе конкурса отбираются для реализации программ профобучения", - пояснила Трофимова.
Она добавила, что конечная цель организации опережающего обучения в соответствии с регламентирующими документами - не только оказать содействие работникам в трудоустройстве в кризисных ситуациях, помочь им повысить свою трудовую мобильность, но и в целом поднять качество подготовки кадров для нужд посткризисной экономики.
"Опережающее обучение решает проблему переквалификации работников, связанную с технологическими изменениями на производстве, помогает людям адаптироваться к новому, инновационному, технологическому вектору развития российской экономики", - подчеркнула Трофимова.
Мнение представителя НФПК поддержала заместитель председателя Государственного комитета Республики Марий Эл по профессиональному образованию Энзе Идиатуллина.
"Количество участников программы опережающего обучения в течение 2009 года в Республике Марий Эл возросло в два раза. Такая востребованность обуславливается не только желанием предприятий сохранить рабочий коллектив, но и повысить его квалификацию и потенциал для будущего развития. В регионе создается банк востребованных профессий, который компонуется с учетом прогнозных данных министерства экономического развития, промышленности и торговли республики по рынку труда. Кроме того, в банк профессий также подают данные предприятия региона. Подобный подход применяется и в других субъектах РФ", - сказала РИА Новости Идиатуллина.
По ее словам, мониторинг рынка труда позволяет образовательным учреждениям четко выстраивать программы подготовки кадров на рынке образовательных услуг.
"Кроме того, постоянно поступающие данные о том, какие предприятия планируется открыть на территории региона, помогают понять, специалисты в какой области потребуются для вновь созданных рабочих мест. Таким образом, становится возможным готовить специалистов под конкретные заявки предприятий", - пояснила Идиатуллина.
Она добавила, что в республике принимаются меры по подготовке студентов и выпускников с тем, чтобы облегчить их трудоустройство. "Например, уже на третьем курсе вузов студенты получают возможность пройти обучение по краткосрочным программам, получая , тем самым , дополнительное профессиональное образование", - заключила собеседница агентства.
В свою очередь, заместитель начальника Управления государственной службы занятости населения Пензенской области Вера Ваганова подтвердила, что и в этом регионе мероприятия по организации опережающего обучения являются одним из важнейших направлений антикризисной программы.
"В Пензенской области наблюдается положительная динамика увеличения числа работников, прошедших программы опережающего обучения. Региональная служба занятости напрямую возмещает затраты работодателя на организацию такого обучения", - заметила Ваганова.