Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
В Вашингтоне опять скандал с разглашением конфиденциальной переписки на очень серьезном уровне. Не в каждой стране такое случается, чтобы засекреченные донесения посла высшему руководству страны мгновенно (в течение одной недели!) после их составления оказывались бы на страницах ведущих изданий.
Посол США в Афганистане, Карл Эйкенберри, докладывает президенту (а американские СМИ это быстро и беззастенчиво публикуют), что бессмысленно слать в Афганистан дополнительные войска, если правительство президента Хамида Карзая не продемонстрирует желания бороться с коррупцией и прочими своими пороками – от которых лишь усиливаются талибы и подобные им.
Эту историю можно было бы считать довольно обычной склокой между военными и дипломатами (обычной не только для США). Но Эйкенберри как раз военный, он четырехзвездный генерал, который в 2006-2007 годах командовал войсками США в том же Афганистане. Получается, что раскол не между ведомствами, он куда хуже.
На столе у президента США сейчас несколько вариантов действий, все связаны с увеличением численности военнослужащих в Афганистане – от 10 до 40 тысяч. Цена этой прибавки – от 33 до 50 миллиардов долларов в год. И тут появляется мнение посла, который считает, что вообще бессмысленно что-то делать без, фактически, смены режима.
Ничего удивительного, что обсуждение этой проблемы, которое по идее должно быть засекречено до предела, приобрела характер публичных дебатов. Потому что сейчас серьезнее для США – или, шире, всей западной цивилизации – попросту ничего нет. Ведь в Афганистане дело не только в миллиардах долларов, цена идет на человеческие жизни. Вот Великобритания недавно потеряла там своего двухсотого солдата. За что? Ради чего?
К спору подключились находящиеся в глухой оппозиции республиканцы. Которые напоминают своим коллегам-демократам историю аналогичных провалов США во время войны в Индокитае. Мелькают давно забытые имена, вроде Нго Динь Дьема – одного из многочисленных американских ставленников в Южном Вьетнаме, которых сама же Америка вышвыривала (или отдавала на смерть) одного за другим, потому что те не соответствовали американским стандартам некоррумпированного и демократического лидера. Чем кончилась война в Индокитае – известно. Чему научилось американское общество за прошедшие 30-40 лет – непонятно. Абсурдная история с американской, по сути, организацией президентских выборов в Афганистане в конце августа подрывает под корень какой-либо смысл дальнейших усилий США в этой стране.
Напомним, администрация Обамы считала эти выборы важнейшим пунктом своей программы по решению «афганской проблемы». И когда пошел вал обвинений в адрес Карзая и его сторонников, которые вроде как подтасовали итоги выборов, был принят наихудший из всех вариантов. Пересчет голосов указывал на необходимость второго тура. Сначала американская дипломатия буквально на глазах у Афганистана выкрутила руки президенту страны, заставив его согласиться на второй тур. И потом эта же дипломатия оказалась в идиотском положении, когда соперник Карзая во втором туре снял свою кандидатуру.
Карзай обиделся, и сейчас в открытую говорит все, что думает о политике США в его стране. (Кстати, отсюда и недовольство посла США).
Но как же ему было молчать, после того как Америка сделала все, что могла, чтобы показать афганцам, что их президент – действительно (как многие и без того подозревают) марионетка. Да еще и марионетка, у которой слишком много ниточек, и дергают за них много несогласных друг с другом американцев. В Афганистане можно править без выборов. А без уважения – нельзя.
Президент Обама в те же дни, когда разыгрывалась вся эта комедия, заявил с трибуны ООН, что демократия – не экспортный товар, и США этим экспортом заниматься не будут. Но то – в целом, а как «не экспортировать» ее в конкретном Афганистане, США и вообще западная цивилизация пока не знают. Вроде бы, понятно, что выборы в одной из десяти самых бедных и неразвитых стран должны были иметь особенности, и демократия там если и будет, то не скоро и какая-то другая. Но…
В общем, агония будет длиться еще долго, и именно в Афганистане Америка или найдет себя (и новый стиль поведения в мире), или уж совсем потеряет. Европа – разговор особый: пока что она, в целом, против своего участия в афганской войне. Что будет потом? Неясно.
Но это все не новость. Новость – или много новостей сразу - это то, что происходит в последние несколько дней. Когда множество стран мира начали, явочным порядком, активнее участвовать в афганских делах, создавая явную альтернативу отсутствующей там американской политике. Редкий случай: ООН приняла по этому вопросу резолюцию Генеральной Ассамблеи (то есть всех стран-членов ООН). Да еще и единогласно. Да еще и по инициативе Германии. В резолюции выборы в Афганистане признаются свободными, справедливыми и заслуживающими доверия.
Далее, Япония решила увеличить свой пакет помощи Афганистану с 3 до 5 миллиардов долларов (за пятилетний период). В Стамбуле заседают сейчас другие страны-доноры Афганистана, и ни о каком сворачивании помощи речь не идет.
Наконец, Индия, Китай и Россия (на встрече своих министров иностранных дел в Бангалоре) включили в итоговый документ несколько интересных абзацев, в которых говорится о своем желании вырабатывать «вместе с другими странами» коллективную афганскую стратегию. Причина? Она очень проста: администрация США хочет перемен в своих действиях за рубежом, и в первую очередь в Афганистане и вокруг него. Но как только надо действительно делать что-то по-новому – в том числе с помощью России - наступает знакомый уже паралич воли и мысли.
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости