О проблеме детского алкоголизма и о том, как с ним бороться, в интервью РИА Новости рассказал руководитель программ фонда "Нет алкоголизму и наркомании", врач-нарколог Сергей Полятыкин.
- Сергей Анатольевич, каков на сегодня масштаб проблемы?
- Семь последних лет Россия стабильно держит одно из первых мест в мире по детскому алкоголизму. Статистика: двое из трех наших подростков употребляют спиртное регулярно, около 60 тысяч детей страдают алкоголизмом. Возраст приобщения к алкоголю – 12-13 лет, это ощутимо ниже, чем два десятилетия назад.
- Чем это объясняется?
- Во многом – прямой безответственностью взрослых: они не думают о своем поведении, находясь рядом с детьми. Дети копируют поведение старших. А отношение к «выпивке» в России традиционно лояльное. Кто не видел картины: идет молодая мама, одной рукой толкает коляску, в другой у нее баночка пива. С ранних лет у ребенка складывается «алкогольный» стереотип. Когда ребенок подрастает, глоток спиртного зачастую становится для него единственным способом самоутверждения, доказательства собственной взрослости: другого примера он просто не видит. Кроме того, дети по преимуществу не вовлечены ни в какую позитивную активность, в которой они могли бы продемонстрировать свой успех. И в отсутствии альтернативной деятельности, куда ребенок мог бы направить неуемную молодую энергию, он направляет ее на рекорды по части выпитого спиртного и выкуренных сигарет.
- Но в школах все же ведется профилактика алкоголизма? Насколько она эффективна?
- Говорить о такой эффективности, увы, не приходится. Даже если профилактика и ведется, свидетельство ее «успеха» налицо: случается, дети сидят с банками пива на школьных крылечках и на уроках. От единичного рассказа о вреде алкоголя проку не будет. Да и вряд дети воспримут информацию на свой счет. Они не видят в алкоголизме угрожающей им беды: пара бутылок пива в день – это весело и «прикольно», ты расслабился, ты в компании «свой». Однако 90% нынешних алкоголиков начали с пива. Зависимость появляется уже после года регулярного – не менее трех раз в неделю – употребления одной бутылки пива или алкогольного коктейля. Продавцы в киосках без всякого колебания отпускают несовершеннолетним спиртные напитки, так что подростки пьют сейчас пиво, как квас.
- Бытует стереотип, что лишь дети из неблагополучных семей подвержены опасности приобщения к алкоголю. Это так?
- Часто путают материальное благополучие и духовное. Благополучие для ребенка в первую очередь связано с отношениями в семье. Проблема возникает там, где дети брошены, оставлены без внимания. Неважно, по каким причинам: асоциальный образ жизни родителей или их чрезмерная занятость на престижной работе. В обоих случаях ребенок не получает эмоционального контакта со взрослыми, не встречает у них понимания, у него нет возможности восприятия и воспроизведения их позитивных стереотипов поведения. В семьях, где царит тотальный контроль за ребенком, та же проблема: он хочет самоутверждаться, ощущать себя личностью, принимать решения, а когда такая возможность отсутствует, начинает выражать протест, в том числе посредством употребления алкоголя. Однако если говорить именно о детях с диагнозом «алкоголизм», то 100% из них растут в неблагополучных семьях или вообще вне семьи.
- Как ведется работа с детьми в диспансере?
- Упор здесь делается не на лекарства, а на психологическую поддержку. Проводятся тренинги, благодаря которым дети получают навыки «правильного» поведения в разыгранной бытовой или конфликтной ситуации. Это учит справляться со сложностями по-новому, без участия алкоголя. Кроме того, у нас введена особая система поощрения: каждый ребенок в течение дня за добровольную помощь по сервировке стола или уборке в своей комнате и другие добрые дела получает бумажные «знаки отличия» - «смайлики». В конце недели они подсчитываются, победители награждаются.
- Может ли школа помочь справиться с проблемой, если ребенок пристрастился к алкоголю, или семье лучше действовать в одиночку?
- Однозначный ответ дать нельзя. Российские семьи обычно закрыты и не любят вторжения в свои дела. И не случайно: оно часто бывает не слишком корректным, в форме нотаций и поучений. В школьных советах и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав должны работать специалисты с соответствующей подготовкой, чего в данный момент не наблюдается. Проблемной семье требуется не публичное осуждение, а персональное сотрудничество, выработка совместной стратегии выхода из проблемной ситуации. Если помощь такая, она, конечно же, будет принята и пойдет во благо.
- Какие меры доступны школе, чтобы отвлечь детей от спиртного?
- Нужно создать систему стимулов, которая бы задавала ребенку позитивные цели и позволяла мерить его успешность и авторитет достижениями, а не количеством выпитого. Можно придумать все, что угодно: проводить различные творческие и научные конкурсы между классами и отдельными учениками, сделать стенд, на котором «смайлами» или баллами отмечались бы хорошие дела ребят или их успехи в учебе. Само по себе ничто с места не сдвинется. Учителя должны занять активную позицию, проявить фантазию, привлечь родителей. Нужно воспитывать коллективы, в которых быть активным, здоровым и умным – модно и престижно. Совсем избежать того, что ребенок на определенном этапе попробует алкоголь – нельзя. Ему интересно все новое, и он непременно это сделает: из любопытства. Задача взрослых при этом – свести вред к минимуму, создать условия, при которых проба алкоголя и табака будут разовыми эпизодами в жизни ребенка. Для этого нужно, чтобы он рос разносторонней личностью и у него были другие приоритеты.
Материал подготовила Мария Грачева (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости