МОСКВА, 12 ноя – РИА Новости, Наталья Панина. Программы опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения в регионах РФ, финансируемые за счет средств федерального бюджета, стали важной составной частью программы мер по снижению напряженности на рынке труда РФ, сообщила РИА Новости в четверг начальник отдела анализа и развития бюджетной системы министерства финансов РФ Надежда Бикалова.
«Впервые нормы по опережающему профессиональному обучению высвобождаемых работников были установлены в документах Федеральной службы занятости России еще в 1994-1996 годах. Механизм их реализации в 2009 году определен «Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года N 1089», - сказала Бикалова, принявшая участие в экспертно-методическом семинаре по вопросам опережающего обучения, организованном Национальным фондом подготовки кадров (НФПК).
По ее словам, объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2009 год на предоставление регионам целевых субсидий составил более 43 миллиардов рублей и устанавливал, кроме цели софинансирования опережающего образования, реализацию мероприятий по временному трудоустройству, стажировке, включая выпускников образовательных учреждений, оказание адресной поддержки гражданам и их переезд в другую местность для замещения рабочих мест, а также содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
«В ходе семинара обсуждалась проблема, что не все регионы не успевают до конца 2009 года успешно освоить субсидии на финансирование программ опережающего обучения. Данные мониторинга Роструда России свидетельствовали о том, что освоение данных субсидий в субъектах РФ идет неравномерно и недостаточно высокими темпами. В ряде регионов по оценкам на 1 октября 2009 года было использовано не более 67% полученных из федерального бюджета целевых средств. Назывались разные причины, в том числе – относительная стабилизация экономической ситуации в организациях, в которых на момент разработки региональных программ (январь 2009 года) существовала угроза массового увольнения», - отметила Бикалова.
Она уточнила, что в связи с этим, например, в Республике Карелия была проведена необходимая работа по уточнению участия предприятий в программе по опережающему обучению, подготовлены предложения по внесению изменений в Программу в части перераспределения средств между мероприятиями в сторону частичного сокращения расходов на опережающее обучение и увеличения расходов на организацию временных работ для работников в случае угрозы массового увольнения и самозанятости безработных граждан.
«Серьезность недоосвоения целевых средств в рамках региональных программ обусловлена требованиями Бюджетного кодекса РФ (статьей 242) и разработанного в целях его реализации Приказа Минфина России № 51н по возврату неиспользованных по состоянию на 1 января 2010 года остатков. Вместе с тем, указанными правовыми нормами установлена возможность направления данных остатков на те же цели при наличии потребности в них в соответствии с решениями главного администратора средств федерального бюджета, предоставившего в 2009 году указанные целевые средства (Роструд России)», - сказала собеседница агентства.
Таким образом, пояснила она, у регионов есть возможность использовать неосвоенные в 2009 году остатки субсидий на реализацию дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, в том числе на региональные программы по опережающему профессиональному обучению, в 2010 году на те же цели и в порядке, установленном с учетом положений статьи 12 проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
Она сообщила, что на семинаре также обсуждался вопрос совершенствования нормативной базы.
«Хотя законодательство по опережающему обучению представлено широким спектром нормативно–правовых документов на федеральном и субнациональном уровне с его детализацией по посткризисной ситуации 2009 года, все еще существует необходимость в разработке пакета типовых методических материалов по вопросам взаимодействия центров занятости, работодателей и имеющих специальную лицензию образовательных учреждений в этом процессе. В частности, нужны рекомендательные документы по выбору регионами схем финансирования и проведению открытых конкурсов, аукционов и запросов котировок с учетом специфики рынка образовательных услуг», - пояснила начальник отдела анализа и развития бюджетной системы министерства финансов РФ.
По словам Бикаловой, эти документы должны носить рекомендательный характер и позволят сторонам-участникам процесса опережающего профессионального образования выбирать в 2010 году наиболее эффективные пути организации, планирования, финансового обеспечения и проведения опережающего обучения и в целом будут способствовать повышению эффективности расходов бюджета на снижение напряженности на рынке труда регионов.