Родители большинства школьников признают, что знание иностранного языка сейчас необходимо. Может ли современная школа обеспечить достойный уровень преподавания этого предмета? Об этом РИА Новости рассказал генеральный директор Открытого института «Развивающее образование» (ОИРО), замдиректора школы № 1113 города Москвы Алексей Воронцов.
- Алексей Борисович, как, на ваш взгляд, сейчас обстоят дела с преподаванием иностранного языка в московских школах?
- По моим наблюдениям, уровень преподавания иностранных языков вообще и английского в частности не соответствует запросам общества: большинство родителей стремится отдать своих детей в различные учреждения дополнительного образования, чтобы они изучали иностранные языки там. Вполне понятно, что в наше время родители предъявляют к знанию детьми иностранных языков очень высокие требования. Школы же этим требованиям соответствуют далеко не всегда.
- С чем связана эта проблема?
- Прежде всего, с целым рядом несоответствий и нестыковок. Иностранный язык повсеместно изучается теперь уже и в начальной школе. Ее программа рассчитана на освоение языка «с нуля», однако реально в первый класс приходят дети, один-два года успевшие поизучать язык – в детском саду, в специальных подготовительных группах. Преемственность в этом смысле отсутствует. Плюс к тому школьные методики обучения все еще находятся не на самом высоком уровне. В советские времена у нас в обычных школах начинали учить иностранному языку с 5 класса. И сейчас младшеклассников учат по тем же программам, по каким учили 11-12-летних подростков, то есть без учета детских возрастных особенностей. Качество учебных пособий оставляет желать лучшего: они плохо изданы, некрасивы, детям по ним скучно учиться. Не хватает и технического обеспечения, которое позволило бы проводить аудио- и видеоуроки. Преподавательский уровень, к сожалению, тоже невысок: большинство работающих в школах учителей никогда не работало за границей, а значит, их владение языком в части произношения и живого общения не соответствует желаемому. Хотя мэр Москвы и поднял зарплату преподавателям иностранного языка, так что она стала при тех же нагрузках вдвое больше, чем, допустим, у учителей русского языка, на качество их работы это не повлияло. А в центрах дополнительного обучения среди преподавателей есть носители языка - это уже совсем другой уровень и качество обучения. Кроме того, вся наша система изучения иностранных языков рассчитана на то, что ребенок прогрессирует якобы лишь от класса к классу, тогда как на самом деле дети осваивают язык с разной скоростью. В классе это не учитывается, в то время как на всех языковых курсах обучающихся делят по уровням владения языком. Раньше в школах с углубленным изучением иностранного языка часть предметов преподавалась на изучаемом языке, и дети должны были говорить на нем даже на переменах. То есть ребенок был погружен в соответствующую образовательную среду. Вне языкового окружения изучить язык должным образом просто нельзя, ребенок забывает все, чему его научили на прошлом уроке, да и длится урок каких-то 40 минут – академический час. На курсах это минимум один астрономический час или полтора.
- Можно ли как-то «спасти» ситуацию?
- Практика показывает, можно. Ко мне обратились родители с идеей - нельзя ли их детям не изучать иностранный язык в школе, а только посещать те центры, куда они уже ходят? Мы приняли решение разрешить это. Но дети обязаны освоить школьную программу, и мы заключаем письменный договор с родителями: ответственность за ее освоение они берут на себя. Раз в полгода дети проходят школьную аттестацию, и проходят, надо сказать, очень легко. Ученики 4 класса, к примеру, показали знания существенно лучшие, чем знания их сверстников, которые просто учились в школе, не занимаясь нигде дополнительно. Я считаю, что следует «узаконить» принятый нами вариант совмещения мест обучения на уровне, по крайней мере, московского департамента образования.
- Как это можно сделать?
- Необходимо на уровне департамента образования согласовывать учебные программы с различными центрами дополнительного образования, сертифицировать их и разрешить детям изучать те или иные предметы в местах по выбору их родителей. Это касается не только иностранного языка, но и предметов, связанных с эстетикой, в том числе, музыки, рисования, а также физической культуры. Если ребенок ходит в художественную школу или спортивную секцию, он имеет право не посещать уроки рисования или физкультуры в школе. То же самое – со всеми остальными предметами. Иностранный язык – это только начало, где возникает конкуренция между школой и системой допобразования. Я считаю, это нормально. Разрешив детям пропускать часть школьных уроков, мы разгрузим их, рационализируем их время. Однако не все здесь так просто. Подобное нашей практике возможно лишь в крупных городах, где есть различные детские центры. Большинство из них работает на коммерческой основе, родители же имеют разные материальные возможности. Но я думаю, в Москве нужно обеспечить желающим выбор. Ведь дети в любом случае будут заниматься, по крайней мере, иностранным языком дополнительно.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости