МОСКВА, 11 ноя – РИА Новости, Юлия Медведовская. Опережающее обучение работников является одним из важнейших механизмов снижения напряженности на рынке труда и обеспечения реальных потребностей современной экономики в высококвалифицированных кадрах, считает начальник Государственного управления образования Псковской области Вера Емельянова.
«Сегодня необходимо менять ситуацию в образовании с учетом реальной жизни и реальных обстоятельств. Система образования должна очень оперативно реагировать на потребности человека, на потребности реального сектора экономики, меняя программы и технологии подготовки кадров. Опережающее обучение – не только один из механизмов антикризисной программы, программы занятости, но и способ обеспечить потребности экономики завтрашнего дня в квалифицированных кадрах», - сказала Емельянова в интервью РИА Новости, комментируя итоги псковской межрегиональной конференции «Актуальные вопросы реализации мероприятий федеральной целевой программы развития образования, ориентированных на организацию опережающего обучения».
По ее словам, конференция, которая прошла в Пскове 23-24 октября,оказалась «крайне актуальной и необходимой в условиях, когда все регионы переживают ситуацию, связанную с высвобождением рабочей силы, и пытаются выработать наиболее эффективные механизмы для обеспечения занятости населения, для того, чтобы работники в будущем могли быть полезны и себе, и людям, и стране».
Участники встречи обсудили формирование новых подходов к согласованию потребностей рынка труда и предложений на рынке образовательных услуг, «когда система образования функционирует не по принципу «учеба ради учебы», а работает на конкретного потребителя, конкретные запросы работодателей».
«Программы опережающего обучения формируются как с точки зрения потребностей тех людей, которые пришли на биржу труда, так и с учетом потребностей рынка. Общее мнение участников встречи: каждый работник сегодня должен понять, что, получив однажды «корочки» учебного заведения, он не сможет прожить всю жизнь, не обновляя багаж знаний. Нет ничего страшного и в том, что человек изменит профессию, если новая специальность поможет ему зарабатывать деньги и быть полезным обществу», - пояснила Емельянова.
Она добавила, что реализация программ опережающего обучения дает и позитивный социально-психологический эффект. «Человек, оказавшийся без работы в одной сфере, снова сможет почувствовать себя востребованным и способным выйти на новый уровень. Это важно для того, чтобы он не оказался в социальной изоляции и вновь нашел свое место в жизни», - сказала собеседница агентства.
Работа конференции показала, что практически в каждом учреждении начального и среднего специального образования и вузах Псковской области началась реализация инновационных образовательных проектов, которые специально разработаны для удовлетворения спроса на рынке труда. Участники форума рассмотрели и вопросы международного сотрудничества, в частности, в области реализации таких программ, как «Еврофакультет», «Евроколледж», программы двойных дипломов.
«Было весьма полезным обменяться опытом с коллегами из других регионов Северо-Запада России. В нынешних условиях невозможно ограничиться только собственным представлением о проблеме. Необходима консолидация ресурсов и усилий, чтобы использовать для подготовки кадров образовательные учреждения и соседних регионов, так как не всегда есть смысл дублировать все у себя в области», - заключила Емельянова.