Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
10 ноября 2009 года исполняется 90 лет Михаилу Тимофеевичу Калашникову – человеку, создавшему, без преувеличения, самое известное оружие современности. Автомат Калашникова, и его копии, размноженные во многих десятках миллионов экземпляров, перестали быть просто оружием, став, скорее, символом многочисленных локальных войн XX-XXI века.
АК-47, созданный в 1947 году, и принятый на вооружение советской армии в 1949, породил вокруг себя множество легенд. Одна из самых распространенных гласит, что в основу конструкции АК был положен немецкий автомат StG.44 конструкции Хуго Шмайссера.
Однако, по мнению специалистов, говорить о прямом заимствовании Калашниковым шмайссеровской конструкции никак нельзя: - «Конструкции АК и Stg.44 содержат слишком много принципиально различных решений (компоновка ствольной коробки, устройство ударно-спускового механизма, устройство узла запирания ствола и т.д.). Да и само возможное участие Шмайссера в разработке автомата Калашникова выглядит более чем сомнительным, учитывая то, что миф помещает Хуго в Ижевск, тогда как опытный АК-47 создавался в Коврове» – говорит эксперт в области стрелкового оружия Максим Попенкер.
Стрелковое оружие традиционно вызывает едва ли не самый большой интерес по сравнению с остальными видами вооружений и военной техники. Это легко объяснимо – автоматы, пулеметы, пистолеты и другие виды стрелкового оружия наиболее близки и понятны обычному человеку, не требуя для использования ни специальной подготовки и образования, ни усилий целого подразделения. Какова же роль стрелкового оружия в войнах, и что ждет его в будущем?
На заре своего существования стрелковое оружие было лишь подспорьем холодного – сначала копий и секир, затем штыков. Малая дальность и низкий темп стрельбы в подавляющем большинстве случаев не давали солдату сделать более 1-2 выстрелов по приближающемуся противнику, после чего следовала рукопашная. С постепенным совершенствованием техники роль стрелкового оружия возрастала, и оно наносило все большие потери, однако оно еще не было настолько эффективным, чтобы отправить в отставку сабли и штыки. Во второй половине ХIX века на вооружении армий развитых стран появились первые образцы винтовок под унитарный патрон, сначала однозарядных, а затем и магазинных, имевших резко увеличившийся темп стрельбы и намного большую дальность, после чего холодное оружие практически полностью ушло в историю. В этот период – вторая половина XIX – начало XX века удельный вес потерь от огня стрелкового оружия значительно возрос, составляя более половины всех потерь на поле боя.
Однако с началом Первой Мировой войны ситуация кардинально изменилась – на первый план вышла артиллерия, переживавшая в этот период свой стремительный прогресс. Новые скорострельные артсистемы, ведущие огонь снарядами повышенной мощности с дистанций, недоступных стрелковому оружию, стали наносить войскам на поле боя намного большие потери, чем прежде. В ходе Первой Мировой потери русской армии от артиллерийского огня составили 67%, от ружейного и пулеметного – 23% и 10% - от других причин.
Это соотношение, в общем, осталось справедливым и для Второй Мировой, где основные потери на поле боя войска также несли от артиллерийского, включая танки и САУ, и минометного огня. Доля потерь от огня стрелкового оружия снизилась до 15-20% - свою часть потерь «забрали» авиационные средства поражения. Война все больше оправдывала прозвище «войны машин», в которой человеку с ружьем отводилась второстепенная роль.
В то же время пехотинец со стрелковым оружием оставался той силой, без которой все новейшие виды боевой техники и вооружения не имели смысла, оказываясь беззащитными. И если оценивать значение солдата и его личного оружия с этой точки зрения, то оно резко возрастает – без пехотного прикрытия и сопровождения ни танки, ни артиллерия не способны выполнять свои боевые задачи. Тем более войну не могли выиграть сами по себе ВВС и флот, без действий сухопутных войск, где пехотинец оставался центральной фигурой.
После окончания Второй Мировой мир вступил в полосу локальных конфликтов, где значение стрелкового оружия вновь возросло – в армиях стран третьего мира, бедных современной боевой техникой, солдаты с их личным оружием играли значительно большую роль, чем в армиях развитых стран.
В то же время в локальных конфликтах с участием развитых стран картина была иной. Основной объем потерь их противников приходился по-прежнему на действия «дистанционных» систем – авиации, роль которой значительно возросла, и артиллерии. Солдаты современных армий в свою очередь несли основные боевые потери от мин и фугасов, а также от огня стрелкового оружия партизан, инсургентов, повстанцев, боевиков, террористов (нужное подчеркнуть).
Войн между великими державами после Второй Мировой, к счастью, не было, поэтому сказать точно, какую роль в них сыграло бы стрелковое оружие, нельзя. Вместе с тем, учитывая доктрины и концепции принятые в США и СССР времен Холодной войны, особенно в 60-70-х годах, практически не приходится сомневаться, что основной объем потерь пришелся бы на воздействие оружия массового поражения, прежде всего – ядерного. Традиционные средства поражения на этом фоне выглядели бы очень скромно, а доля стрелкового оружия, скорее всего, стала бы и вовсе незаметной.
Тем не менее, все развитые страны продолжали интенсивные разработки стрелкового оружия. Почему? Причина оставалась все той же – вооруженный индивидуальным оружием солдат по-прежнему оставался главным элементом военной машины, обеспечивающим действия всех остальных ее частей. Особенно это было заметно в локальных конфликтах, где значение пехоты в рутинных действиях типа зачистки местности, контроля территории и т.д. оставалось очень высоким.
В то же время современная история демонстрирует нам войны, которые могут быть выиграны без единой схватки на поле боя – подобно югославскому конфликту 1999 года, но это уже совсем другая история, не имеющая никакого отношения к боевым возможностям стрелкового оружия.
Свое значение пехота сохраняет и сейчас – мотострелковые/мотопехотные подразделения, вооруженные стрелковым оружием и гранатометами играют исключительно важную роль в структуре современных армий. Без хорошо подготовленной и оснащенной пехоты немыслимы действия комбинированных подразделений, тактических боевых групп, включающих танки, самоходную артиллерию и вертолеты – все эти могущественные системы неспособны одержать победу на поле боя в отсутствие пехоты.
Вряд ли значение солдата и его личного оружия упадет в обозримом будущем – скорее наоборот, оно возрастет, учитывая, насколько дорогой и малочисленной становится современная боевая техника.
Каким будет стрелковое оружие в обозримом будущем? Не стоит уповать на скорое появление ручных лазеров – технологические проблемы этих систем еще очень далеки от разрешения. Основной прогресс в области стрелкового оружия сегодня идет по линии совершенствования существующих систем и образцов, которые становятся легче (за счет новых материалов), удобнее в использовании (за счет складных/телескопических прикладов, и т.д.), получают современные прицельные приспособления и пр. Совершенствуется и механизм оружия – например, разрабатываются системы со сбалансированной автоматикой (в том числе на базе АК – автоматы АК-107 и АК-108), имеющие намного большую кучность стрельбы при сохранении надежности и простоты в обслуживании традиционных образцов.
Мнениа автора может не совпадать с позицией редакции