О перспективах развития института частных школ в интервью РИА Новости рассказывает президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов РФ Александр Вильсон.
- Александр Львович, что происходит сейчас с частными школами? Устоят ли они в кризис?
- Уверен, частные школы смогут преодолеть кризис. Как известно, население сократило расходы, в том числе и на образование. Однако отток учащихся из частных школ оказался меньше, чем мы ожидали, он составил чуть менее 10%. Цифра, конечно, средняя. Такое происходит каждый год, но обычно отток компенсируется новыми ребятами, приходящими из государственных школ. В этом году наблюдалось в основном перераспределение учащихся между частными образовательными учреждениями: самый большой отток случился из наиболее дорогих частных школ.
- Есть ли этому объяснение?
- Разумеется. Кризис продемонстрировал, что у людей отнюдь не пропадает стремление получать качественное образование, и поступиться они готовы не самим качеством, а условиями – сменить их на более скромные. Так что негосударственное образование продолжает быть востребованным.
- Можно ли это утверждать? Ведь его получает относительно узкий круг желающих.
- У человека должен быть выбор. Негосударственное образование – это личный выбор человека. Совершив этот выбор, человек не теряет возможности выбора и в дальнейшем. Если речь вести о государственной школе, то здесь выбор весьма условен. Даже в отношении средств, так или иначе вносимых в качестве вступительных взносов («поборов»), нельзя сказать, что они позволяют осуществить какой-либо выбор. Вкладывая средства в процесс обучения, родители не получают права участвовать в нем. Школа продолжает быть государственной, а это значит, там надо подстраиваться под всех, нравится вам это или нет. В частной же школе мнение родителей всегда услышано, какого бы вопроса это ни касалось. Частная школа – это содружество учителей и родителей, она отреагирует на все разумные мнения просто потому, что должна выдержать конкуренцию с другими такими же школами.
- Можно ли сделать, чтобы частные школы стали более доступны широкому кругу людей? И как сильно различаются между собой эти школы?
- В начале 90-х мы различали условно три уровня частных образовательных учреждений. Первый уровень – школы для супер-элиты, с оплатой обучения от 2 тысяч долларов в месяц на нынешние деньги. Условия в них соответствовали уровню пятизвездочного отеля: собственное здание, мраморная отделка. Превосходное питание, за каждым ребенком чуть ли не закреплен воспитатель. Вторая группа – средний уровень: здание отдельное, но снятое в аренду, учителя свои, по возможности есть спорткомплекс. Такие школы давали хорошее качественное образование, но оплата обучения там была ниже – за счет более простых условий. Третий уровень – эконом-школа, стоимость обучения – в пределах 300 долларов Они не имели своих зданий, базировались в детских садах или обычных школах. Преподавали там те же учителя, что и в государственной школе, по совместительству.
- Какова судьба эконом-школ?
- Двоякая. Часть из них перешла в условную группу второго уровня. Часть просто прекратила существование – в связи с тем, что был наложен запрет на размещение их в зданиях государственных школ. Учителя почти не имеют сейчас возможности подрабатывать, а значит, и «держать» педагога на зарплате в 7-8 тысяч рублей, как это было в таких частных школах, теперь тоже нельзя. Раньше можно было манипулировать с налогами, что часто и делали эконом-школы, но сейчас в налоговой области тотальный контроль. В данных условиях школы эконом-класса выжить просто не могут.
- Строят ли богатые компании школы для детей своих сотрудников?
- Известна корпоративная школа «Газпрома». Дети сотрудников учатся в ней бесплатно, стоимость обучения для ребят «со стороны» – около 500 долларов в месяц. Здесь прекрасное собственное здание, свои учителя. Но этот пример единственный. Случалось, компании выступали учредителями школ, чтобы там учились дети работающих сотрудников, однако сейчас никакой поддержки им не оказывается. Школы должны быть самоокупаемым организмом.
- Как складываются отношения частных школ с государством?
- В Москве, к чести ее правительства, частные школы получают государственное финансирование. Поддержка существенная, до трети бюджета учебного заведения. В городах большинства регионов такого нет. Хотя отдельные муниципалитеты проявляют внимание к частным школам: в Сочи, к примеру, есть негосударственные школы, которым город предоставляет здания в безвозмездное пользование – и этому можно только радоваться.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости