Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Действенного решения проблемы моногородов у государства пока нет. По мнению правительства, инициатором преобразований должен стать бизнес. Именно предприниматели, по предположению Минрегиона, должны обратиться к муниципальным властям с предложениями по модернизации конкретного моногорода и определиться с источниками инвестиций. Затем предложения будут рассмотрены властями субъекта и профильными министерствами. Государство же, по мнению чиновников, должно финансировать лишь инфраструктурные проекты, а не спасать моногорода. Эксперты полагают, что надежды на инициативу жителей моногородов мало: сами металлурги или машиностроители вряд ли смогут заняться перепрофилированием производства, переобучением кадров и решением других сопутствующих проблем.
Что такое моногорода?
Сейчас, по данным Минрегиона, в России насчитывается 460 моногородов. Моногорода – это поселения, организации и жители которых не способны собственными силами бороться с рисками внешней среды, например, падением спроса на продукцию. В таком городе есть одно или несколько промпредприятий, где работает не менее четверти экономически активного населения и более половины объема промпроизводства дают предприятия, технологически связанные между собой. При этом не менее 20% налоговых доходов муниципального бюджета поступают от таких предприятий.
Нижний Тагил Свердловской области – типичный пример моногорода. Как рассказал 5 ноября на круглом столе в РСПП замглавы городской администрации по стратегическому развитию и инвестициям Юрий Кузнецов, доля крупных металлургических и машиностроительных производств в объеме отгрузки продукции в городе составляет 73%, на этих заводах работает 26% жителей, и именно эти предприятия дают 35% доходов бюджета города.
Ключ ко всем проблемам моногородов
Вчера Минрегион представил в РСПП план решения проблемы моногородов. Трансформировать моногорода федеральные власти собираются по трехступенчатой системе. Первый шаг государство ждет от бизнеса, пояснил глава департамента мониторинга и оценки эффективности деятельности органов госвласти Минрегиона Андрей Нещадин. Именно представители бизнес-сообщества совместно с муниципалитетами должны выработать программу модернизации конкретного города и определиться с источниками инвестиций. Затем эти предложения будут рассмотрены на региональном уровне. Власти субъекта должны решить, какие средства могут быть получены «по имеющимся уже федеральным целевым каналам». Финальная стадия обсуждения будет проходить в Минрегионе. «Система частно-государственного партнерства - это ключ ко всем проблемам моногородов», - уверен Андрей Нещадин.
Напомним, что Минэкономразвития по поручению правительства также разрабатывает программу реструктуризации моногородов и градообразующих предприятий. Правда, как заявила в конце октября глава министерства Эльвира Набиуллина, специальные программы реструктуризации понадобятся не более чем для 20 моногородов. "Другие города либо имеют собственные перспективы развития, либо находятся рядом с населенными пунктами, где развитие возможно", - сказала она в интервью The Financial Times.
Международный опыт помощи моногородам предусматривает четыре варианта, говорит директор Проекта по устойчивому развитию Глобального договора ООН в России Александр Бим. Некоторые градообразующие предприятия удается диверсифицировать с помощью кредитов, и заводы начинают выпускать более востребованную продукцию. Второй вариант – закрытие градообразующего предприятия и создание нового бизнеса, что возможно только при привлечении сторонних средств. Если найдутся «огромные инвестиции», то возможно превращение моногородов в города-спутники более крупных, объяснил Александр Бим. Если ни один из перечисленных вариантов реализовать не удастся, то деятельность градообразующих предприятий сворачивается, а жители переселяются в другие регионы.
Вариант переселения жителей моногородов на другие территории глава Минрегиона Виктор Басаргин отвергает, называя слишком затратным. Эльвира Набиуллина также говорила, что «в принципе это возможно, но пока у нас нет таких проектов».
На что надеются чиновники?
Пока чиновники надеются на прямую финансовую поддержку моногородов из бюджета. В 2009 году на эти цели было потрачено 10 млрд рублей, говорит зампред Совета Федерации Светлана Орлова. В бюджете на 2010 год снова заложены 10 млрд рублей на прямую поддержку моногородов и еще 10 млрд – в виде госгарантий по кредитам. В перспективе должна быть подготовлена ФЦП, в рамках которой планируется привлечь 100 млрд рублей на основе частно-государственного партнерства.
Но этого явно не достаточно. Необходимо развивать малый и средний бизнес, чтобы у населения была возможность альтернативного трудоустройства, привлекать инвесторов, в новые проекты, полагают в МЭР. Замглавы Минпромторга Станислав Наумов главной проблемой моногородов считает не проблему безработицы, а отсутствие квалифицированных кадров, и призывает бизнесменов «вложиться в стажировки за границей» и в другие методы повышения квалификации специалистов в моногородах.
Бизнес не готов инвестировать в моногорода
Надежда чиновников на то, что бизнес станет вкладывать средства в перепрофилирование градообразующих предприятий и переобучение кадров, может не оправдаться. «Почему государство рассчитывает на бизнес как на кошелек с деньгами?», - возмущается зампред комитета РСПП по промышленной политике и регулированию естественных монополий Владимир Рудашевский. Не секрет, что сам бизнес в кризис оказался в сложной ситуации, прибыль большинства компаний резко сократилась и первое, от чего предприниматели решили отказаться, были именно инвестпроекты. Кроме того, инвесторы приходят в регион только после того, как государство создает инфраструктуру, напоминает замгендиректора Международного центра развития регионов Олег Столяров.
Рассчитывать на инициативность самих жителей моногородов, которые вдруг захотят заняться малым бизнесом, тоже сложно. По мнению ректора Уральского государственного экономического университета Михаила Федорова, одна из главных проблем заключается в том, что большинство жителей моногородов не готово заниматься предпринимательством. «Основная масса людей - люди социализма. Они элементарно не знают, с чего начать свое дело», - говорит ректор. Кроме того, вряд ли квалифицированный металлург или машиностроитель, которому уже сократили или не платят зарплату, имеет средства на открытие маленькой пекарни или кафе, а кредиты дорогие. Да и платежеспособный спрос в моногородах весьма ограничен.
Проблемой моногородов в ближайшее время будут заниматься первые лица государства. Эту тему намерен затронуть президент Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию. «Это, наверное, один из самых сложных вопросов в текущей ситуации, с учетом очень негативного воздействия, которое кризис оказал на города, где существуют одно или два крупных предприятия», - заявил вчера глава государства.
Как решили проблему моногородов в других странах
Проблема моногородов типична не только для России. В мировой практике уже накоплено достаточно примеров решения этой проблемы, как удачных, так и не очень, говорит Евгений Калюжный, партнер компании «БДО Юникон».
В английском город Кастлфорде с 19 века работали три шахты, которые в 1990-х годах были закрыты. Официальная безработица оказалась на уровне 20%. Город с 40-тысячным населением спасло то, что в нем работала фабрика по производству одежды Burberry. Кроме того, правительство немало сделало для возрождения города. Сейчас поблизости от Кастлфорда работает крупнейшая крытая снежная трасса, куда приезжают сноубордисты со всей Европы. Также доход жителям города приносит электростанция Феррибридж, построенная неподалеку
Долгое время Бирмингем был вторым городом после Лондона по экономическому развитию в Великобритании. Это был моногород, ориентированный на один сектор экономики - сборку автомобилей. С закрытием машиностроительных комплексов четверть населения осталась без работы. Город оказался в ужасном состоянии: выросла преступность, дома были заброшены, поскольку половина населения покинула Бирмингем. Но госсредства и инвестиции бизнеса изменили судьбу города. Вложения были сделаны в инфраструктуру. Сейчас Бирмингем превратился в настоящий европейский город: современное качественное жилье, прекрасная культурная жизнь, спортивная арена, цветы и фонтаны.
Чешскому городу Остраве также пришлось пройти путь превращения из моногорода в «обычный» город. В 18 веке в Остраве было открыто угольное месторождение. Значительная часть жителей работали на шахтах и на построенном металлургическом заводе "Витковице». Но добыча угля прекратилась в 1994 году, а металлургический комбинат закрылся в 1998 году. В итоге 18,4% жителей оказались без работы. Власти приняли решение сделать из Остравы крупнейший туристический центр и вместе с бизнесом вложились в инфраструктуру.
Удалось решить проблему в немецких моногородах в регионе Рейн-Рур. После поэтапного закрытия угольного производства шахтеров старше 45 лет переводили на действующие шахты, государство и земельное правительство дотировали добычу и переработку угля. При этом молодых работников переобучали. На территории создавались технопарки, филиалы учебных и научных учреждений, замещающие производства.
Примером нерешенной проблемы может служить американский Детройт, «моногород», связанный с машиностроением. В 1980-х годах начался спад автомобильной промышленности, и город постепенно стал приходить в упадок. Деловые районы опустели, а после нескольких «чёрных бунтов», когда были сожжены десятки домов, прокатилась волна грабежей, население стало переселяться в другие города. Сейчас «белое» население Детройта составляет около 10%, и концентрировано проживает в южной части города, причём большая часть — в пригородах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции