Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Учителя со стажем по-прежнему получают больше – Типенко

В этом году в 31 регионе РФ завершается реализация комплексных проектов модернизации образования (КПМО). Удались ли реформы? Будет ли опыт распространяться по всей России? Об этом в интервью РИА Новости рассказала директор Центра универсальных программ Наталия Типенко.

В этом году в 31 регионе РФ завершается реализация комплексных проектов модернизации образования (КПМО). Удались ли реформы? Будет ли опыт распространяться по всей России? Об этом в  интервью РИА Новости рассказала директор Центра универсальных программ Наталия Типенко.

- Наталия Георгиевна, одна из целей проектов модернизации - увеличение финансирования школьного образования. Означает ли это, что в экспериментальных регионах расходы на образование выросли, а в остальных – нет?

- Наш анализ показал: расходы на образование зависят, в основном, от того, богат регион или беден. Среди субъектов Федерации, вложивших в образование больше всего средств за минувшие четыре года, есть как участники КПМО (Московская, Белгородская, Саратовская области), так и регионы, не получавшие федеральной поддержки и не бравшие на себя никаких обязательств (Мурманская, Сахалинская области). В таких регионах расходы на образование за этот период увеличились более чем в два раза (с учетом инфляции). Причем не за счет мер по более эффективному использованию средств, как в регионах КПМО (реструктуризация школьной сети и сокращение непедагогического персонала в школах) – они способны дать примерно 10% прибавки к зарплате, - а за счет средств, выделяемых дополнительно из регионального бюджета.

Самые низкие показатели роста расходов на образование (около 20% с учетом инфляции) – в регионах, не участвовавших в КПМО (Чукотский автономный округ, Республика Коми, области Липецкая, Омская).

- Считается, что зарплаты учителей выросли в тех регионах, где реализовывались комплексные проекты. Так ли это?

- Утверждение некорректное. Заработная плата выросла почти во всех  регионах, однако в «проектных» использовалась методика расчета зарплаты, рекомендованная федеральным министерством. К уровню зарплат она не имела прямого отношения. В некоторых субъектах средняя зарплата учителей выросла в два раза и более. Среди них есть регионы, пользовавшиеся собственными разработками по НСОТ - Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская и Мурманская области, а есть участники КПМО: Белгородская, Калининградская, Саратовская области.

Лучше всего учителя зарабатывают в двух столицах. В Санкт-Петербурге 10% самых высокооплачиваемых учителей получают 35 тысяч рублей в месяц, средняя зарплата здесь около 28 тысяч. Чуть отстают Белгородская, Калининградская и Саратовская области, где 10% самых высокооплачиваемых учителей получают около 30 тысяч рублей на фоне средних зарплат в 12-13 тысяч. В большинстве регионов – и участвующих, и не участвующих в КПМО - 10% самых высокооплачиваемых учителей получают 15–16 тысяч рублей при средней зарплате в 7-8 тысяч.

Если сравнить зарплаты до введения НСОТ и после, то в среднем по России они выросли на 60 %. Цифра мало о чем говорит: где-то рост составил 200%, а где-то 20%.

- Один из главных принципов методики НСОТ состоял в исключении стажа при расчете зарплаты - для привлечения в школу молодых учителей. Ожидания оправдались?

- В регионах – участниках КПМО с сентября 2007 по сентябрь 2008 года зарплата 10% самых высокооплачиваемых учителей выросла на 34% при неизменном стаже. В остальных регионах за тот же период у той же категории учителей зарплата выросла на 25%, средний стаж - на 10%. То есть тенденцию переломить не удалось: чем больше стаж учителя, тем выше его зарплата. Вероятно, более опытным учителям начисляют высокие стимулирующие выплаты или дают более наполненные классы (еще один принцип модельной методики – зависимость зарплаты от количества детей в классе). Стимулирующие надбавки в регионах – участниках КПМО составляют до 30% зарплаты, в иных регионах – в среднем 5-7%.

Вне зависимости от участия региона в КПМО по всей стране в несколько раз выросли зарплаты директоров школ. Федеральное законодательство разрешает, чтобы зарплата директора составляла до пяти средних зарплат основного персонала (учителей) по учреждению, и некоторые сочли это нормой. Сейчас директора получают в месяц суммы в объеме двух-трех средних зарплат.

- Еще одно направление КПМО – закрытие малокомплектных школ. Их закрывают лишь в регионах, участниках эксперимента?

- Нет, по всей России, но в экспериментальных регионах активнее. Так, в Псковской области количество детей с 2005 по 2008 год уменьшилось на 20%, школ - более чем на 30%. В Мурманской области, не принимавшей участия в КПМО, показатели составили 20% и 5% . Многое зависит от особенностей региона: очевидно, в северных районах организовать подвоз детей из сельских школ сложно.

В Центральном федеральном округе лидеры по сокращениям школ – Тамбовская  область, где количество учеников сократилось на 20%, школ – почти на 25%, и Ивановская область (по 20% тех и других). В остальных регионах округа количество учеников сократилось на 20%, количество школ почти не уменьшилось.

- В чем же эффект КПМО, если и в других регионах растут расходы на образование, идет модернизация?

- В системе образования повсеместно привлечено внимание общественности и администраций к вопросам оплаты труда учителя и на повышение зарплат изыскиваются дополнительные средства. За последние четыре года расходы на общее образование выросли в 2,75 раза. Учителя могут теперь получать в разы больше, чем раньше – с учетом качества своего труда.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала