О проблемах российского машиностроения и роли этой отрасли для развития инновационной экономики РФ в интервью РИА Новости рассказал председатель Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России, президент – генеральный директор машиностроительного холдинга «Концерн «Тракторные заводы» Михаил Болотин.
- Машиностроение в РФ входит в число динамично развивающихся направлений. Каким вам видится значение этой отрасли для экономики страны в целом?
- Руководство Российской Федерации определило стратегические задачи перехода от сырьевой экономики к инновационной. Названы пять приоритетных направлений, развитие которых находится под прямым контролем президента: это вопросы повышения энергоэффективности и ресурсосбережения (включая разработку новых видов топлива), ядерные технологии, фармацевтика и медицинская промышленность, современные информационные технологии и программное обеспечение, а также космическая отрасль и телекоммуникации.
Хотя машиностроение не попало в «перовую пятерку», это не значит, что оно не должно участвовать в общем процессе модернизации экономики. Продукция машиностроения используется для проведения работ нулевого уровня – это земляные, строительные и другие инфраструктурные работы. Звучит банально, но без машиностроителей невозможно построить лабораторный корпус для исследований по нанотехнологиям. Мировой опыт показывает, устойчивой может быть та экономика, в которой основные отрасли машиностроения удовлетворяют порядка 70% внутреннего спроса.
Отмечу, что государство намерено уделять внимание развитию значимых традиционных отраслей, прежде всего агропромышленного комплекса. Согласно прогнозам ООН к 2050 году численность населения Земли увеличится в два раза. Это потребует увеличения в два раза производства сельхозпродукции. Учитывая, что невозделанные или брошенные земли на сегодня остались только в Центральной Африке, а также на Украине и в России, в ближайшие годы ожидается бурный рост инвестиций в российское и украинское сельское хозяйство, в том числе и со стороны западных компаний.
Уже сейчас рынок сельхозтехники в России считается одним из самых перспективных в мире. Потенциал роста спроса, как на комбайновую технику, так и на тракторы очень высок, что привлекает в страну большое количество иностранных производителей. Несмотря на кризис, планы по запуску производства в России в 2009 году озвучили буквально все крупные западные агротехнические компании. Но сельскохозяйственное производство во многом зависит от технологической и технической модернизации. Сельское хозяйство России не сегодняшний день недостаточно обеспечено основными видами техники. Отечественные предприятия сельхозмашиностроения резко сократили выпуск сельхозмашин, а поступаемая из-за рубежа техника не адаптирована к российским реалиям, имеющим 550 природно-климатических зон.
Поэтому российские производители техники объединились в одну из самых масштабных отраслевых организаций – Союз машиностроителей России. Это объединение лучших представителей отрасли было продиктовано временем. Инновационное и технологическое обновление предприятий являются основой повышения устойчивости машиностроительного комплекса страны в целом, что в свою очередь образует один из основных элементов по надежному обеспечению национальной и продовольственной безопасности страны.
- Насколько серьезно сказался мировой экономический кризис на российском машиностроении?
- В 2009 году мировой кризис вскрыл все недостатки нашей экономики, базируемой на полном игнорировании реальных потребностей человека. Двадцать лет бурных преобразований не избавили страну от унизительной сырьевой зависимости. В основной массе отечественный бизнес не изобретает и не создает нужные людям вещи и технологии, а торгует тем, что сделано другими или дается без особых усилий – сырьем либо импортными товарами. Готовые же изделия, произведенные в России, в основной своей массе пока отличаются невысоким качеством и низкой конкурентоспособностью. Отсюда и большее чем у других экономик падение производства во время нынешнего кризиса, а также запредельные колебания фондового рынка.
Энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки. Как следствие – на уровне глобальных экономических процессов влияние и присутствие России на других рынках, прямо скажем, не так велико, каким могло быть.
На сегодняшний день при несопоставимой разнице стартовых условий зарубежных и российских производителей доля отечественной техники на рынке Российской Федерации не превышает 20%. Импортные поставки продукции машиностроения для нужд экономики в 2008 г. по данным Союза машиностроителей России составили: по бульдозерам, трубоукладчикам и экскаваторам - 78%, коммунальной технике - 93%, лесозаготовительной технике - 74%, колесным тракторам малого и среднего класса - 91%, комбайнам - 50%, по навесному оборудованию для сельского хозяйства - 85%. Данные показатели являются фактическим приговором для российских производителей техники.
Причины такого положения дел сложились не сегодня. Основная часть промышленности РФ была создана в период 1930-1980 годы, когда господствовала административно-командная система управления экономикой. Начавшиеся в 1990-е годы радикальные системные реформы, осуществляемые преимущественно институционально-правовыми методами (без учета инновационно-технологического и инвестиционного факторов), практически вывели государство из сферы управления экономикой.
Спад инновационной активности в стране, произошедший в 1990 годы, привел к тому, что в настоящее время внедрением инноваций занимается лишь 4-5% отечественных предприятий. А в таких странах как Германия, США, Франция и Япония - от 70 до 82%. Вполне очевидно, что возобновление инновационного процесса в России будет происходить по мере преодоления кризиса и подъема экономики. Однако сегодня задача заключается не в том, чтобы дать возможность инновациям следовать за экономическим ростом, а в том, чтобы с помощью активной промышленной политики превратить инновации в один из основных факторов роста российской экономики.
- Что, по вашему мнению, необходимо сделать для этого в машиностроении?
- Важной проблемой, к сожалению, остается еще широко распространено в российском обществе патерналистское настроение: уверенность в том, что все проблемы за них должно решать государство. Поэтому средства и преференции, которые на сегодняшний день правительством РФ выделяются российскому бизнесу, к сожалению, тратятся не на задел в будущее - борьбу с собственной технологической отсталостью, наладку в кратчайшие сроки выпуска качественной, востребованной и конкурентоспособной продукции отечественного производства, а на банальное «латание дыр».
Российскому обществу нужно избавиться от стереотипов прошлого и иллюзий по поводу того, что потребитель всегда будет обязан покупать товар вчерашнего дня.
В преодолении такой инерции в отрасли правительство РФ не в последнюю очередь рассчитывает на помощь Общероссийской общественной организации - Союза машиностроителей России. Как член Бюро Центрального Совета Союза и председатель Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению, хочу сказать, что организация ведет активную работу по налаживанию взаимодействия представителей реального сектора рынка с государственными учреждениями по вопросам технологического прогнозирования, налаживания координации с научными и инновационными центрами. Совместно с Торгово-промышленной палатой Союз ведет активную работу по продвижению лучшей отечественной машиностроительной продукции на внешние рынки.
Абсолютно очевидно, что государство и представители реального сектора рынка должны действовать скоординировано. Здесь ни отдельно наших усилий, ни отдельно правительственных будет недостаточно. Результат может быть достигнут только благодаря совместной скоординированной и наступательной работе в одном направлении. В рамках этих процессов на некоторых предприятиях, в частности возглавляемом мною машиностроительном холдинге «Концерн «Тракторные заводы», уже полном ходом идет перекройка и оптимизация производственных процессов.
- Какие конкретные меры вы предлагаете для внедрения и стимулирования инноваций?
- Конечно же, один из важнейших вопросов - вопрос подготовки и переподготовки кадров, особенно рабочих специальностей. Эта проблема требует особого внимания, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса: необходимо помочь вузам и профессиональным училищам с разработкой новых образовательных программ, организацией производственной практики, созданием систем контроля за качеством образования.
В ХХ веке около двух третей мировых новаций, внедренных в экономику развитых стран, было реализовано при использовании достижений и идей нашей фундаментальной науки. Согласно исследованию Гарвардской бизнес школы, опубликованному в феврале 2004 года, в России самый высокий уровень творческой активности. На втором месте Швеция, а затем США. Абсолютно уверен, что важнейшим конкурентным преимуществом новой России должны стать знания, которых нет у других, интеллектуальное превосходство, умение создавать вещи, нужные людям.
Россия может получить колоссальный эффект от развития своего образовательного и научного потенциала, являющихся одной из самых главных основ человеческого капитала. Чтобы получить данный ресурс, сделать его активной реальностью, необходимо как можно скорее решить существующие проблемы и угрозы в этой области. Начиная с 90-х годов, приток молодежи в науку и сферу образования был крайне незначительным. Возраст наиболее квалифицированных ученых и преподавателей, инженеров и рабочих подходит к предельному. Уже через 2-3 года, если не переломить столь негативные тенденции, кадровый потенциал науки России резко сократится, и восстановить его удастся в лучшем случае лишь через 15-20 лет.
Для сравнения достаточно привести следующие данные: экспорт технологий Россией в 2007 году составил объем всего лишь в размере 630 миллионов долларов, в то время как, например, в Германии этот показатель превысил 42 миллиарда долларов. В среднем за год в России регистрируется около 35 тысяч патентов, а в США и Японии – по 400 тысяч.
Государственные научные учреждения являются на сегодняшний день главными генераторами инноваций в ведущих инновационно-ориентированных мировых странах, таких как Франция и США. Поэтому их опыт по выстраиванию грамотной мотивации научного сообщества позволит в относительно небольшие сроки существенно активизировать инновационную деятельность в экономике нашей страны.
Одним из важных моментов увеличения инновационной составляющей в российской экономике может стать процесс активной коммерциализации научно-технической продукции, находящейся в собственности государства или созданной на бюджетные средства. Однако первым важным условием реализации данной стратегии развития страны и активизации ее технологического потенциала является значительное улучшение защиты интеллектуальной собственности.
В послевоенный период все развитые страны активно занимались поиском оптимальных путей передачи новой технологии из государственных лабораторий в предпринимательский сектор, включая ее вторичное использование. Поэтому одним из важнейших инструментов активизации инновационных проектов в российском машиностроении может стать гособоронзаказ. Развитие уже накопленного инновационного потенциала в ВПК дает реальную возможность его использования в гражданских секторах экономики.
Опыт США показывает, что военно-техническая политика является одной из форм промышленно-инновационной политики. В 1990-е годы министерство обороны США обозначило и профинансировало реализацию 22 критически важных технологий. Из них 75 процентов имеют двойное назначение. В результате американская экономика получила мощное инновационное ускорение. Данный опыт активно используется в рамках кооперации предприятий военного и гражданского назначения машиностроительной группы «Концерн «Тракторные заводы».
Учитывая, что большинство предприятий оборонно-промышленного комплекса России входит в состав госкорпорации «Ростехнологии» было бы целесообразным рассмотреть возможность создания при Союзе машиностроителей России банка новейших технологий, которым могли бы на коммерческой основе пользоваться производители гражданской продукции.
Кроме того, основываясь на опыте передовых государств, можно выделить следующие виды обязательных налоговых льгот для стимулирования инноваций: уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму затрат на НИОКР; скидки с суммы начисленного к выплате компанией налога в размере определенного процента от величины прироста затрат на НИОКР; инвестиционный налоговый кредит (уменьшение суммы налога на часть капитальных вложений в новую технику); особые льготы по налогообложению средств, выделяемых для финансирования фундаментальных исследований (как правило, в университетах) и для НИОКР силами мелкого и среднего бизнеса.
Этот опыт, очевидно, применим и в России.
- Насколько деятельность «Концерн «Тракторные заводы» отвечает вашим представлениям об инновационном развитии?
- Концерн стал одним из крупнейших интеграторов научно-технических, производственно-технологических и финансовых ресурсов в машиностроительном комплексе страны. Многопрофильная машиностроительная группа наладила выпуск целых линеек техники для стратегически важных отраслей, таких как горнодобывающая, дорожно-строительная, нефтегазовая промышленности, лесной сектор, сельское и коммунальное хозяйство, железные дороги и военно-промышленный комплекс.
На текущий момент научно-техническое направление обеспечивается 900 конструкторами, которые являются серьезной научной базой для производителей тяжелой и легкой техники стран СНГ и развития профессиональной отечественной школы тракторостроения. За последние 3 года ими разработано 28 новых базовых моделей техники и более 60 модификаций. Показательно, что компания «Siemens» приводит в качестве успешного примера предприятия Концерна по использованию последних программных продуктов для проектирования новых образцов техники.
На внутренний и внешние рынки были выведены новые отечественные бренды инновационной российской продукции: ЧЕТРА – промышленная техника и АГРОМАШ – техника сельскохозяйственного назначения. За небольшой период своего существования торговыми и сервисными компаниями «Концерна «Тракторные заводы» налажен экспорт в более чем 40 стран 5 континентов мира.
За последние три года, придерживаясь стратегии улучшения качества и модернизации выпускаемой продукции, машиностроительной группе удалось увеличить объем экспорта в три раза на таких высококонкурентных рынках как Индия, Австралия, Южная Корея, Иран, Катар, Сирия, Алжир, Кувейт. Гарантированное качество ОЕМ-компонентов позволило войти в число поставщиков на конвейеры мировых лидеров машиностроения - Fiat и Caterpillar.
В 2009 году Концерн «Тракторные заводы» первым приступил к выпуску образцов отечественной серийной сельскохозяйственной и строительной техники марок ЧЕТРА и АГРОМАШ с использованием системы мониторинга на основе бортовых навигационно-связных спутниковых терминалов ГЛОНАСС/GPS. Это стало результатом тесного сотрудничества с единственным в стране Научно-исследовательским тракторным институтом (НАТИ) и компанией «М2М телематика». Данные технологии позволят потребителям техники ЧЕТРА и АГРОМАШ, а также специализированным торгово-сервисным компаниям машиностроительной группы вовремя проводить техническое обслуживание техники, не дожидаясь ее поломки.
В основе конкурентных преимуществ созданного машиностроительного холдинга лежит созданная вертикально-интегрированная модель бизнеса, позволяющая активно управлять всей цепочкой создания стоимости, влиять на темпы роста, использовать возникающие возможности и контролировать риски в выбранных сегментах бизнеса.
Инвестиционная программа Концерна предполагает финансирование в размере 32 миллиардов рублей, в том числе: 20 миллиардов рублей - капитальные вложения, 12 миллиардов рублей - оборотные средства с учетом заявленного роста объемов в три раза. Сроки окупаемости проектов по пессимистическому сценарию варьируются от пяти до восьми лет, средний срок - шесть лет. Осуществляемая Концерном стратегия интенсивного комплексного обновления производства и продуктовых линеек потребовала привлечения значительного объема ресурсов: причем значительная их часть (22,5 миллиардов) являются заемными.
Тщательно разработанная технология инвестирования и массированная подготовка объектов производства в 2009-2013 годов позволит к моменту окончания кризисных явлений в экономике и оживлению рынка прийти с полной линейкой конкурентоспособных продуктов и масштабом производства, способным удовлетворить потребности России и поставлять товар на экспорт.