МОСКВА, 3 ноя - РИА Новости. Вернувшиеся в Архангельск моряки освобожденного от пиратов сухогруза Arctic Sea снова не выходят на связь - на этот раз с журналистами, и дело не в морских приключениях, а в том, что все свое время они уделяют семьям, с которыми не виделись три месяца.
В понедельник вечером домой в Архангельск прилетели последние четверо моряков, среди которых - капитан Сергей Зарецкий. Они оставались на судне до прихода сменного экипажа. Одиннадцать членов экипажа вернулись раньше.
После освобождения Arctic Sea у берегов Западной Африки и его дальнейшего сопровождения до Мальты, где судно было передано владельцу, возвращается домой и отряд кораблей Черноморского флота (ЧФ) во главе со сторожевым кораблем "Ладный". Корабли достигнут Севастополя и Новороссийска к концу следующей недели, заодно и привезут для СКП вещдоки с Arctic Sea, сообщил РИА Новости источник в штабе ЧФ.
Хэппи-энд: шампанское за возвращение
"Я рад, что ступил на родную землю", - сказал в аэропорту Архангельска журналистам капитан Сергей Зарецкий. Эти простые слова он смог произнести только спустя три с лишним месяца после того, как обычный рейс по перевозке леса из Финляндии в Алжир превратился в боевик про пиратов XXI века с таинственным исчезновением немаленького, в общем, судна, плывшего по оживленным морским путям и вдруг не вышедшего на связь, его захватом интернациональной командой пиратов и освобождением российским Черноморским флотом.
Зарецкого и трех остальных моряков встречали их семьи и другие члены экипажа Arctic Sea, вернувшиеся домой раньше. Прямо на улице, в зоне прилета, моряки разлили по бокалам шампанское и выпили за возвращение. Видимо, напитки покрепче были оставлены на потом, когда не будут мешать журналисты, и в узком кругу соберутся только свои.
В настоящее время моряки и их семьи снова не выходят на связь, теперь уже с журналистами - как пояснили РИА Новости в Северной региональной организации Всероссийского профсоюза моряков, сейчас людям не до общения с прессой, все внимание они уделяют близким.
Черноморский флот: пленники освобождены, вещдоки скоро будут в СКП
"После выполнения всего комплекса задач, связанных с безопасностью Arctic Sea, "Ладный" и суда обеспечения Черноморского флота пройдут в середине следующей недели черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы). Затем "Ладный" и буксир направятся в Севастополь, танкер "Иман" с вещдоками возьмет курс на Новороссийск", - сообщил РИА Новости во вторник источник в штабе Черноморского флота.
По его словам, планируется, что "Ладный" прибудет в Севастополь 13 ноября. "Чуть позже прибудет в Новороссийск танкер "Иман", на борту которого находятся вещественные доказательства с Arctic Sea", - сказал источник.
В настоящее время, после передачи Arctic Sea морским властям Мальты, с сухогруза снят арест, наложенный на него ранее в связи с возбуждением уголовного дела, однако само дело не прекращено. Дело возбудил 18 августа Следственный комитет при прокуратуре РФ по пункту "а" части 3 статьи 126 УК РФ - "похищение человека, совершенное организованной группой". Статья предусматривает лишение свободы на срок до 20 лет. Восемь граждан России, Латвии и Эстонии, обвиняемые в захвате судна, арестованы, срок их заключения под стражу продлен до февраля.
В настоящее время подозреваемым в захвате предъявлены обвинения еще и по части 3 статьи 227 - "пиратство", которая предусматривает от 10 до 15 лет заключения в случае признания вины.
Как балтийские пираты угнали в Африку мальтийское судно с русским экипажем
Первое сообщение о сухогрузе Arctic Sea появилось 31 июля, когда интернет-журнал "Морской Бюллетень" сообщил о случившемся еще 24 июля нападении на судно вблизи шведского острова Оланд в Балтийском море. По данным журнала, неизвестные, подойдя на лодке и "на ломаном английском" представившись полицейскими, связали экипаж, обыскали судно, после чего покинули его, ничего с собой не взяв. Сообщалось, что Arctic Sea под флагом Мальты и с экипажем из 15 российских моряков следует из порта Пиетарсаари на финском побережье Ботнического залива, на его борту лес, который к 4 августа предполагается доставить в алжирский порт Беджайя. После таинственного нападения судно продолжило свой путь в Алжир.
Путь из Балтики к алжирскому побережью должен был проходить через Северное море, далее через пролив Ла-Манш и Бискайский залив - в Атлантический океан, откуда через Гибралтарский пролив - в Средиземное море. Однако 8 августа тот же "Морской бюллетень" сообщил, что Arctic Sea "бесследно исчез где-то вдоль побережья Португалии в Атлантике, на пути в Гибралтар", уточнив через два дня, что последняя связь с судном была, когда оно находилось в западной части Бискайского залива.
Причем сообщалось, что связь с экипажем пропала еще 28 июля, данных о местонахождении судна нет ни у судовладельца, ну у родственников.
После долгих поисков судно обнаружили недалеко от расположенного у западной оконечности Африки архипелага Кабо-Верде, известного также как Острова Зеленого Мыса, в полутора тысячах миль в стороне от маршрута.
Никто не спешил принимать Arctic Sea
Операцию по освобождению экипажа судна провели моряки Черноморского флота, после чего на борту судна работали российские следователи.
Одиннадцать членов экипажа были отправлены самолетом в Россию. На борту судна остались четыре моряка, включая капитана Сергея Зарецкого, а также российские следователи.
В начале сентября сухогруз отбуксировали в район испанского Лас-Пальмаса, где, по данным СКП, 17 сентября должна была быть осуществлена передача сухогруза судовладельцу, однако этого не произошло. Через несколько дней сухогруз на буксире покинул этот район. Позднее Россия предлагала отбуксировать сухогруз в алжирский порт, поскольку получателем древесины, которую перевозил Arctic Sea, значилась алжирская компания, однако власти Алжира отказались дать разрешение на заход судна в порт.
Сухогруз до конца октября стоял в открытом море к востоку от Гибралтара, потому что принимать Arctic Sea не спешил не только Алжир, но и Мальта, флаг которой развевался над судном. В конце октября сухогруз был отбуксирован в район Мальты, где состоялись переговоры о заходе судна в порт Ла-Валетта и о приеме сухогруза владельцем, после чего сухогруз зашел в мальтийский порт Ла-Валетта и был передан мальтийским властям. На Мальту прибыл сменный экипаж, после чего остававшиеся все это время на борту четверо моряков отправились на родину - в Архангельске они были поздно вечером 2 ноября.
Не пираты, а экологи?
Между тем, арестованные граждане России, Латвии и Эстонии, которых обвиняют в захвате Arctic Sea, настаивают на том, что они являются экологами, которых экипаж Arctic Sea насильно удерживал на судне. По словам адвоката одного из задержанных, капитан сухогруза обещал дать "экологам" бензин, чтобы они смогли уплыть на берег, однако бензина они так и не дождались, в связи с чем им пришлось остаться на судне. "Можно сказать, что наши подзащитные удерживались на сухогрузе", - считает адвокат Александр Самодайкин. Впрочем, пока никаких ходатайств против капитана Arctic Sea не заявлено.
Зато подал ходатайство следствию один из арестованных - гражданин России Дмитрий Бартенев - о возбуждении уголовного дела против командира корабля ВМФ России "Ладный", которых участвовал в освобождении Arctic Sea. По утверждению Бартенева, он и остальные "экологи" добровольно перешли с борта Arctic Sea на "Ладный", но их тут же необоснованно задержали, а вскоре привезли с московское СИЗО "Лефортово". Бартенев убежден, что таким образом в действиях капитана "Ладного" усматривается состав преступления по статье 126 УК РФ (похищение человека) и просит возбудить соответствующее уголовное дело.