Рейтинг@Mail.ru
Московская экскурсия Дэвида Милибэнда - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Московская экскурсия Дэвида Милибэнда

Читать ria.ru в
Дзен
Америкой у нас хотя бы есть кнопка, и пусть пока и нет «перезагрузки», но поиски ее энергично продолжаются. С Британией, похоже, есть только холод, и не получается даже «разморозки». Попытка добавить немного тепла в российско-британские отношения во время визита министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда в Москву явно не заладилась.

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.

С Америкой у нас хотя бы есть кнопка, и пусть пока и нет «перезагрузки», но поиски ее энергично продолжаются. С Британией, похоже, есть только холод, и пока не получается даже «разморозки». Попытка добавить немного тепла в российско-британские отношения во время визита министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда в Москву и переговоров с Сергеем Лавровым 2 ноября явно не заладилась. Дело выглядит таким образом, что отношения у России с Британией останутся в «полу охлажденном» состоянии до лета следующего года.

Лето – это крайний срок, когда на Британских островах должны пройти очередные парламентские выборы. Скорее всего, на них победят консерваторы, с которыми Москве и придется строить новые отношения. Как это не покажется странным, дипломатическое «танго» Москвы и Лондона вовсе не всегда становилось сложным и неуклюжим, когда к власти приходили консерваторы. Все-таки именно с Маргарэт Тэтчер, консервативнее которой и придумать трудно, Михаил Горбачев и начал выстраивать «новые отношения» с Западом.
У нас с Лондоном в дипломатии всегда были сложности. Наши дипломатические и экономические отношения (оборот торговли примерно 100 млрд фунтов стерлингов) постоянно шли разными курсами: в экономике вроде все в порядке, а вот в политике – либо сплошной пробел, либо бесконечные ссоры.

Сейчас мы дошли до парадоксальной ситуации, когда и у Владимира Путина еще в бытность президентом, и у Дмитрия Медведева ныне, сложились вполне нормальные, рабочие, деловые, открытые отношения со всеми «главными» европейцами, кроме Британии. И всех их можно причислить к лагерю либо консерваторов (как, например, президент Николя Саркози во Франции), либо правых (как премьер Сильвио Берлускони в Италии), либо к правоцентристам (типа канцлера Ангелы Меркель в Германии). И только с лейбористами (социалистами) никаких отношений у Москвы не получается. За все последние лет 5 между нами и британцами – все сплошь высылки дипломатов, разведчиков, закрытие государственных и полугосударственных представительств, суды, санкции против официальных лиц (отказы в визах) и масса опальных или не слишком приятных для Москвы российских олигархов, которые сделали Лондон местом своей резиденции. Между прочим, российских олигархов и в Париже, и в Швейцарии, и в Испании «квартирует» не меньше. Но ведут они себя там совсем иначе. Спокойнее, что ли. Видно, атмосфера там совсем иная, чем на Британских островах.

Милибэнд стал первым министром иностранных дел Британии, который побывал в Москве за последние 5 лет. До него к нам приезжал Джэк Стро – в июле 2004-го. Трудно было выбрать для российско-британской «разморозки» более неудачный «реагент», чем Дэвид Милибэнд.

По злой иронии судьбы, он прибыл в Москву 1 ноября, как раз в тот день, когда в 2006 году в Лондоне, как утверждают англичане, полонием-210 был отравлен в 2006-м бывший сотрудник КГБ Александр Литвиненко. «Дело Литвиненко» - главный раздражитель российско-британских отношений и, говоря о нем, нельзя не говорить о Милибэнде. Он был назначен министром иностранных дел в июне 2007-го, и одним из первых его «российских дел» стала высылка нескольких российских дипломатов в ответ на отказ Москвы удовлетворить требование Лондона об экстрадиции Андрея Лугового. Сейчас Милибэнд снова потребовал выдачи этого якобы главного и единственного виновника убийства Литвиненко, а наш Сергей Лавров снова ответил, что это нереально, поскольку Россия: a)не собирается для этого менять свою конституцию и б) переданных британцами материалов по делу недостаточно. Мы, между прочим, в этом отношении словно в зеркало смотримся. Москва уже несколько раз требовала выдать Березовского и Закаева, но Лондон отвечает, что для их выдачи генпрокуратура не предоставила достаточно документов, а те, что есть, не дают оснований для экстрадиции.

У Милибэнда и отношения с Сергеем Лавровым – хуже некуда. Англичане даже утверждают, что в сентябре прошлого года Лавров, которому Милибэнд позвонил сразу после начала войны в Южной Осетии и начал «выговаривать» за некрасивое поведение, якобы вскипел и отказался слушать эти «лекции». Москва утверждает, что ничего подобного не было. Зная Лаврова-дипломата, в это действительно трудно поверить. Лаврова в дипломатическом мире считают весьма опытным и искусным дипломатом. Зная Лаврова-человека и Милибэнда-дипломата, в это поверить очень легко. Милибэнд стал шефом Форин офис в 41 год – самым молодым министром иностранных дел Британии за последние 30 лет. Британцы сейчас пытаются усиленно пробить для него пост верховного представителя  ЕС по внешней политике в реформированном Евросоюзе. Но поскольку Милибэнд ничем особо заметным в бытность министра не прославился, то, скорее всего, этого не получится.

Вообще, с Британией нам действительно давно пора что-то менять. Причем и Москве и Лондону, поскольку оба несут на себе свою долю ответственности за «полу здоровые - полу больные» отношения. Исторической правды ради надо сказать, что Соединенное королевство в плане имперских амбиций всегда и всех вокруг обгоняло. Так что делать первые шаги хорошо бы ему.

В отношениях с Британией, мы «выздоравливали» лишь на очень краткие промежутки времени, когда обеим сторонам удавалось подавить исторический анахронизм, антагонизм, национальную (или имперскую, что будет почти одно и то же) заносчивость, работу локтями, вытеснение друг друга из «сфер интересов» и все прочее. Британия всегда рассматривала Россию (а потом и СССР) как некий «неприятный факт» в мировой дипломатии, на который иногда, при особо большой нужде в ее поддержке, можно закрывать глаза, но отнюдь не мириться.

Наши проблемы во взаимоотношениях начались не вчера и не десять лет назад. Поскольку интересы Британской империи и Российской империи (затем СССР) очень часто находились, если можно так выразиться, в смежных или сопредельных регионах (Центральная Азия, Балканы, Азия), то они регулярно приходили в столкновение. Или их в это столкновение приводили. Что, впрочем, дела почти не меняет.
Для того, о чем договорились в Москве Милибэнд и Лавров британскому министру, по большому счету, и приезжать в Москву было не обязательно. Декларации о поддержке нераспространения, стабилизации в Афганистане, поддержке планов дообогащения  иранского урана в России в таком визите вовсе не нуждались.

Один приятный факт для Дэвида Милибэнда в экскурсии все же был. Он, говорят, должен был встретиться с 87-летней Софией Милибэнд и выпить с ней чаю в ее московской квартире. София – дальняя троюродная сестра (second cousin twice removed) Милибэнда во втором поколении. Скорее всего, по женской линии. Милибэнд происходит из семьи польских евреев, бежавших из варшавского гетто еще после Первой мировой, осевших в Бельгии, а затем, после начала Второй мировой, перебравшихся в Англию. Кстати сказать, его отец (Адольф Милибэнд, сменивший во время войны имя Адольф на Ральфа) один из видных теоретиков британских левых социалистов. София Милибэнд объявила о своем существовании месяц назад, во время визита в Москву брата Дэвида – Эда. Последний занимает в британском кабинете пост министра энергетики.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала