Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ
Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон об уголовной ответственности за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг. Эксперты надеются, что практика его применения сможет обеспечить устойчивость функционирования российского финансового рынка.
Подписанный Медведевым федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" был принят Госдумой 14 октября 2009 года и одобрен Советом Федерации 21 октября.
Поправки вводят уголовную ответственность за три группы нарушений: за нарушение порядка учета прав на ценные бумаги и злоупотребление при ведении реестра акционеров; за воспрепятствование правам владельцев ценных бумаг, недопуск к собранию акционеров или ограничение прав акционеров в ходе собрания.
Уголовная ответственность предусмотрена за наиболее общественно опасные преступления на рынке ценных бумаг, если они были сопряжены с причинением крупного ущерба для граждан, организаций или государства, либо крупный доход нарушителя, размер которого превышает 1 миллион рублей. Особо крупным предлагается признавать ущерб, превышающий 2,5 миллиона рублей.
Наиболее суровое наказание предусмотрено за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг с использованием СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая Интернет. Такие действия наказываются лишением свободы на срок от 5 до 7 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей.
Отметим, что подобная мера наказания полностью соотносится с зарубежным опытом. Например, в Великобритании срок тюремного заключения за манипулирование ценами может достигать семи лет.
Ценных бумаг стало меньше
До этого принятия этого закона Уголовный кодекс РФ предусматривал ответственность только за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг и за злостное уклонение от предоставления информации или за предоставление неверной информации об эмитенте инвесторам и контролирующему органу. Практика показала, что этих составов правонарушений недостаточно для пресечения всех противоправных действий на финансовом рынке.
Раньше в законопроекте говорилось о владельцах любых ценных бумаг, а это, помимо акций и облигаций, предполагает также такие бумаги, как векселя, чеки, коносаменты и сертификаты. Авторы законопроекта решили выбрать только наиболее общественно опасные преступления и ограничились ценными бумагами, которые доступны широкому кругу инвесторов. В новом законе в статью о воспрепятствовании осуществлению прав владельцев бумаг будут включены эмиссионные ценные бумаги и инвестиционные паи ПИФов.
Слухи в блогах подсудны
Особенно важным представляется тот факт, что под уголовную статью теперь подпадет манипулирование не только с использованием СМИ, но и интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей или спама. Именно Интернет, который при небольших финансовых затратах обеспечивает скорость и массовый охват, значительно чаще используется для воздействия на рынок ценных бумаг. В отличие от СМИ, блогосфера является благодатной средой для оперативной передачи слухов, которые оказывают достаточно большое влияние на котировки ценных бумаг.
Надо заметить, что это первый случай появления в Уголовном кодексе распространения информации в Сети в качестве квалифицирующего признака. Скорее всего, он будет носить прецедентный характер: позволит правоохранительным органам и судьям обратить более пристальное внимание на проблему распространения интерактивных технологий на правовое поле. Для того, что сразу дать весомые результаты закону определенно будет недоставать практики, которая, например, в США накапливалась ни один десяток лет.
Чрезвычайно трудно доказать использование блогов в целях манипулирования, а также авторство записи или, особенно, комментария. В этой связи сложно ожидать большого количества дел по таким случаям. Даже на Западе из тысячи подозрительных сделок до суда доводятся единицы.
Что понимать под манипулированием?
Основной набор понятий о незаконной деятельности на рынке ценных бумаг был определен в проекте закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком".
"Манипулирование рынком" документ определяет как ряд действий, например, распространение через СМИ, в том числе электронные, Интернет ложных или вводящих в заблуждение сведений, способных оказать влияние на цену, спрос или предложение, финансового инструмента или товара либо объем торгов.
Порядок признания того или иного действия в качестве манипулирования предусмотрен 51-й статьей Закона "О рынке ценных бумаг". Участники рынка отмечают сложность и неоднозначность понятий, употребленных в законе, считая, что правоохранительные органы могут столкнуться с проблемами в процессе доказывания самого факта манипулирования.
Но и в новом законопроекте формулировки остаются весьма расплывчатыми. Как отмечают эксперты, любые слова о поведении бумаги на рынке и прогнозы по динамике котировок можно назвать манипулированием. В этой связи некоторые трейдеры, попавшие по этому закону в "группу риска", уже решили не общаться со СМИ.
Как утверждают авторы закона, сотрудники СМИ будут нести ответственность, только если заранее понимали, что публикация информации неправомерна. Претензии к аналитическим материалам будут, только если в них, например, содержатся ложные сведения о компании-эмитенте.
Тем не менее, в данном виде закона представляется необходимым разъяснения, в частности Верховного суда, которые бы определили, в каких случаях предусмотрена уголовная ответственность, в каких – административная.
Перспективы
Как отмечает пресс-служба президента РФ, федеральный закон направлен на совершенствование механизмов защиты инвесторов, укрепление законности и правопорядка на финансовом рынке, повышение его привлекательности и рост инвестиций в отечественные предприятия.
Пока ФСФР выявила только два случая манипулирования ценами. Серьезных последствий эти дела не имели, поскольку на тот момент не было ни административной, ни уголовной ответственности. Впрочем, и сумму в 1 миллион рублей и даже 2,5 миллиона эксперты считают небольшой по сравнению с теми доходами, которые могут получить инсайдеры от своей деятельности. Остается надеяться, что нынешние суммы штрафов представляют собой пробный вариант, направленный на проверку реакции рынка.
Принятие этого закона позволяет надеяться на появление в будущем в России специалистов по расследованию дел, касающихся манипулированием ценами. Американский опыт, где такими делами занимаются специальные прокуроры, показывает, что расследование преступлений на рынке ценных бумаг требует его выделения в отдельную практику.
В США, где факты манипулирования сейчас выявляются чаще всего, для этой цели создана Комиссия по ценным бумагам (SEC). Она регулирует рынок на основе двух основных законов, принятых в 1933 и 1934 годах. При этом у SEC есть весьма существенные полномочия для проведения расследования: при появлении подозрений Комиссия досконально проверяет электронную почту подозреваемых, а также всю рабочую документацию за несколько лет. У ФСФР пока таких полномочий нет.