31 октября Евангелическо-Лютеранская церковь, а в месте с ней и большинство протестантов мира, празднует День Реформации.
Формально днем начала Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах Августинского ордена и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер впервые опубликовал 95 своих тезисов. Поводом для такого вызова послужила практика распространения индульгенций, выдававшихся папой всем тем, кто внес денежный вклад в папскую казну для перестройки базилики св. Петра в Риме. Доминиканские монахи путешествовали по Германии, предлагая полное отпущение грехов и освобождение от мук в чистилище тем, кто, раскаявшись и исповедав грехи, внесет плату в соответствии со своими доходами. Можно было приобрести и особую индульгенцию за души, находящиеся в чистилище.
Лютеровские тезисы не только осуждали злоупотребления, приписывавшиеся продавцам индульгенций, но и вообще отрицали сами принципы, согласно которым эти индульгенции выдавались. Мартин Лютер полагал, что папа не имеет власти отпускать грехи (исключение составляют наказания, наложенные им самим) и оспаривал учение о сокровищнице заслуг Христа и святых, к которой папа прибегает для отпущения грехов. Кроме того, Лютер считал, что практика продажи индульгенций внушает людям ложную уверенность в спасении.
Вот некоторые из тезисов Лютера: «Наш Господь и Учитель Иисус Христос сказал: «Покайтесь, и поэтому Он хочет, чтобы вся жизнь верующих была постоянным покаянием»; «Папа может освобождать только от наказания, которое он возложил по своему личному усмотрению или согласно канонам церкви», «Человеческим учением занимаются те, которые говорят, что как только зазвенят деньги в ящике, душа освобождается из чистилища. Нет, как только деньги зазвенят в ящике – появляется позорная торговля и нажива»; «Нехристианской проповедью занимаются те, которые говорят, что покаяние не нужно тем, которые купили себе прощение грехов»; «Каждый истинный христианин, принадлежит ли он к числу живущих или умерших, имеет права на все блага Христа и церкви, как на Божий дар, – независимо от «индульгенций»; «Надо учить христиан, что дающий бедному и нуждающемуся лучшее дело делает, чем тот, кто покупает индульгенции»; «Истинным сокровищем Церкви является драгоценное Евангелие о славе и милости Божией».
В 1520 году Лютер опубликовал ряд объясняющих его позиции работ, которые и принесли ему известность среди богословов, духовенства, гуманистов и простых людей. В своих работах «Открытое письмо к христианскому дворянству немецкой нации о реформе христианского сословия», «О вавилонском пленении церкви» и «О Христианской свободе». Лютер выдвинул план нового церковного и гражданского порядка.
Начатая в Германии церковная Реформация привела к созданию новых церквей, которые после смерти Лютера стали называться евангелическо-лютеранскими, а их приверженцев стали именовать лютеранами. Евангелическо-лютеранские церкви распространились не только в Германии, но также в Дании, Швеции и других скандинавских странах, где лютеранская церковь стала государственной.
Единственным источником вероучения в лютеранстве считается Библия, принятая в переводах на национальные языки. Разъяснение и истинное, по лютеранским понятиям, толкование веры содержит свод вероизложений – Книга Согласия. Самым авторитетным ее текстом является Аугсбургское исповедание веры. Центральный принцип лютеранства ‑ оправдание верой. Посредничество духовенства, верховенство папы римского, заслуги святых, добрые дела в пользу церкви, монашество, почитание мощей и реликвий, сакральность церковного Предания – отвергаются. В составе ритуала сохраняются: крещение, с рекомендованными Лютером формулами; причащение хлебом и вином как символами реального присутствия Христа; конфирмация – подтверждение в сознательном возрасте младенческого своего крещения и принадлежности к лютеранской церкви. В церковной структуре существует система духовных должностей, но рукоположение в сан не связано с таинством. Также не считаются священнодействиями исповедь, соборование и брак. Служба ведется на национальных языках.
Особых обычаев праздник День Реформации не имеет. В каждом приходе он празднуется по своим сложившимся традициям. В некоторых землях Германии – в Тюрингии, Бранденбурге, Мекленбурге-Передней Померании, Саксонии и Саксонии-Анхальт – этот день объявлен выходным.