МОСКВА, 30 окт - РИА Новости. Все то, что является притягательным для молодого поколения в современном городе, планируется показать в российском павильоне Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО-2010", которая пройдет в Шанхае с 1 мая по 31 октября следующего года под девизом "Лучше город - лучше жизнь".
"Мы делали опрос и пришли к выводу, что привлекательность городов сегодня для молодых людей - это не наличие рабочих мест, это уличные рестораны, виды городских ландшафтов, возможность наблюдать линию горизонта. Эти вещи выходят на первый план, хотя, казалось бы, они вторичны", - сказал, выступая в пятницу в рамках круглого стола в РИА Новости, руководитель проектного направления Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" Эдуард Бозе.
"То, как эти приоритеты могут быть отражены в современных российских городах, то, чего не хватает в них сегодня молодежи - это и есть, на наш взгляд, подход к видению будущего города", - добавил он.
Как отметил Бозе, среди моделей современных городов можно назвать такие, как Post Carbon Cities Экогород, SmartCity, креативные города. Но эти модели носят сугубо технократический характер, очень мало имеют отношение к содержанию городов. Обсуждать города, на его взгляд, надо с точки зрения деятельности, которая в этих городах замыкается.
"Сейчас, на наш взгляд, города во всем мире переживают смену своей базовой деятельности. Промышленный сектор перестал быть ключевым сектором городской экономики, и в связи с этим меняются принципы функционирования городских пространств", - сказал он.
При этом в разных частях света проблемы очень отличаются. "Есть бурнорастущие города в Китае, есть проблемы сжимающихся городов в Европе, есть проблемы неконтролируемой урбанизации в странах третьего мира. В России - свой набор проблем, связанный с городами. С одной стороны, это приток сельского населения в города, львиная доля населения которых - это горожане в первом-втором поколениях, то есть по сути еще не горожане по своему менталитету. А в то же время российские города пережили очень сильное влияние европейской градостроительной культуры. Эту особенность также можно демонстрировать на ЭКСПО", - добавил он.
Парки и усадьбы как мейнстрим
По мнению другого специалиста, президента Национальной гильдии градостроителей Максима Перова, одним из главных вопросов современной градостроительной политики является создание креативных городов и обустройство публичных пространств, например, пешеходных улиц, которых у нас, по сравнению с Европой, ничтожно мало.
"Нам нужно показать город, в котором удобно и приятно жить", - сказал он. Так, по его мнению, на ЭКСПО Россия может похвастаться своими парками и лесопарковыми зонами, русскими усадьбами, которых много по стране. "Как элементы экогорода они всегда в мейнстриме", - добавил он.
Безбашенная Россия с башнями и русский авось
Как рассказала участникам "круглого стола" генеральный директор архитектурного бюро P.A.P. ER architectural team Валерия Преображенская, занимаясь созданием российского павильона, их команда, которая выиграла тендер, помимо задачи "как мы должны смотреться, откуда входить", решали задачу "что такое Россия вообще".
"Мы себя спросили, что такое Россия в нашем понимании и ответили, что это страна образная, страна мечтателей и страна в некоторой степени безбашенная, которая готова подчиниться какому-то мгновению, эмоции, не несущая каких-то жесткостей и при этом страна с большими контрастами, - поделилась она. - Это некие левши, которые когда-либо у нас рождались, русская удаль и русский авось - все то, что сводится в нашем понимании к понятию русской души и душевности".
Кроме того, как рассказала Преображенская, задачей архитекторов было показать многообразие русской культуры, "поскольку наша страна никогда не имела четких границ, и в ней перемешалось множество народностей".
"Мы всегда легко воспринимали чужие культуры, что-то забирали, что-то отдавали, в какой-то степени смешивали, но никогда не превращали это в одно монолитное поле, где уже не разберешь, что откуда пришло", - добавила она.
В итоге проект российского павильона будет состоять из 12 башен, которые одновременно олицетворяют и 12 месяцев года, и 12-часовой временной цикл. Каждая башня декорирована каким-то своим узором - восточным, славянским, западным. Все башни по-разному наклонены и символизируют собой хоровод.
В цветовой палитре акцент сделан на трех цветах: белом - как символу чистоты и духовности, красном - цвете радости и праздника, а также золотом - цвете, который вызывает ассоциации с пшеницей, рожью. Сочетание этих трех цветов было проверено и по национальным костюмам, пояснила Преображенская.
"И вторая часть нашего послания - это город свободный и полицентричный, способный реагировать на разные изменения, на новые типы развития и на новые необходимости. Не завязана ни жесткая структура, как это было, когда строился Нью-Йорк, как принудительно строился Питер. Это некоторая свобода, некоторая пустота. Это может быть и городской площадью, и местом, где обитает человек, местом предназначенным для его пользования. Главное, чтоб он там себя чувствовал комфортно и счастливо", - добавила она.
ЭКСПО-2010
Под выставочные площади неподалеку от центра Шанхая отведено 6 квадратных километров. По данным организаторов "ЭКСПО-2010", из около 200 участников выставки лишь около 40 стран строят собственные павильоны.
Участие России в "ЭКСПО-2010" предполагает не только создание собственного павильона и общей экспозиции, но и проведение деловой, научной и культурной программ, основанных на едином концептуальном подходе.
В единой российской экспозиции будут представлены инновационные разработки, демонстрационные образцы, модели, технологии, интерактивные программы по ключевым направлениям основной тематики "ЭКСПО-2010": ассимиляция различных культур, экономическое процветание, научные инновации и технологии, пересмотр модели общества, взаимоотношения городов с прилегающими населенными пунктами.
Официально оператором выполнения контракта по организации российской экспозиции на ЭКСПО является ВВЦ, который выиграл конкурс в позапрошлом году. Общая стоимость контракта в 224 миллиона рублей была определена еще до принятия решения о строительстве собственного павильона в Шанхае. Недавно Минпромторг объявил, что из бюджета дополнительно выделено еще 900 миллионов рублей.