Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера», специально для РИА Новости, Омск – Москва.
В этот уикенд в Омске на сцене «Пятого театра» заканчивается седьмой театральный фестиваль «Молодые театры России».
Фестиваль был задуман в 2002 году, поддержан в Министерстве культуры России, и сейчас будет уместно вспомнить о том, как он зарождался, причем еще в 90-х, когда, несмотря на тяжелое экономическое положение, количество театров в стране не сокращалось, а резко росло.
Мощная волна студийного движения конца 80-х обнаружила огромное количество театральных компаний по стране. Помню, как, работая в молодежной редакции «Театральной жизни» мы, недавние выпускники ГИТИСА, дали анонс фестиваля «Игры в Лефортове», который ставил своей целью всего лишь представить лучшее в студийном движении столицы. Никто не мог предположить, какое количество предложений на нас обрушится! В течение двух месяцев мы шастали по подвалам центра и окраин Москвы, знакомясь с неформальным театральным искусством страны. Могучий энергетический выплеск того, что копилось, пряталось в андеграунде, придавал особую динамику театральному процессу тех лет.
В студиях видели выход из рутины, в студии приходили именитые актеры и играли в студийных спектаклях даром, чтобы сохранять творческую форму. К примеру, Александр Феклистов, служа в МХАТе, параллельно играл в студии «Человек». Там же – позднее - начинал и ныне известный режиссер Сергей Женовач.
Многое из того, что появилось тогда, не выжило и по объективным причинам, и по субъективным тоже. Однако после того, как государство приняло либеральный закон об учреждении театров и отменило наличие диплома у актера как главного условия при устройстве на работу, все на той же волне студийного движения возникло немало новых театров. Это и упомянутый уже «Человек», и студия На Спартаковской – ныне театр «Модернъ», и театр-студия под руководством Марка Розовского.
По России также возникло немало театров, получивших поддержку местных властей. Это, например, Молодежный театр в Новосибирске Сергея Афанасьева, Театр «У Моста» в Перми, «Пятый театр» в Омске, который сегодня, благодаря фестивалю, стал центром, объединяющим новые коллективы. Что ж, назрела потребность обобщить новый опыт и с социальной, и с эстетической точек зрения.
Директор «Пятого театра» Александра Юркова все последние десять лет, после кончины основателя «пятого» Сергея Рудзинского, видела свою задачу в том, чтобы сделать студийный театр равноправным с профессиональными, в том числе, - со знаменитым омским Областным театром драмы и ТЮЗом. Шаг за шагом она методично приводила в порядок здание бывшего клуба, последовательно превращая скучное пространство советского учреждения в театр. Фестиваль «Молодые театры России», идею проведения которого подхватила Александра Юркова, усилил позиции «Пятого театра» в Омске. И если на заре существования коллектива городские таксисты не знали, что есть еще и такой театр в городе, то сейчас любой подвезет прямо к парадному крыльцу «Пятого театра».
За эти годы здесь побывали самые разные коллективы, которые возникли в последние 15-20 лет: от Театра под руководством Александра Калягина “Et Cetera”, до пермского театра «У Моста», от студентов Сергея Женовача до учеников Петра Фоменко, от столичного Центра драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина до челябинского «Манекена». Последний театр городские власти почему-то решили закрыть, но, надеюсь, точка в этом деле еще не поставлена.
О том, насколько успешно работает омский театр, говорит и то, что на «Золотую маску» выдвигались работы, поставленные именно в «Пятом театре». Вспомним «Чудаки» по М. Горькому в постановке питерского режиссера Анатолия Праудина, которые номинировались за лучшую режиссуру. Сюда приезжал ставить Иван Поповски – ученик Петра Фоменко.
Омск сейчас – это престижно. Здесь все время кипит котел, и что-то происходит: то лаборатория современной драматургии совместно с молодой режиссурой (модератор Лидия Богова), то семинар по менеджменту совместно с финскими партнерами.
Фестиваль – это не только показ спектаклей, но и возможность общения, которое будет продвигать дальше искусство театра в целом.
Фестиваль – это возможность элитного клубного общения. Наконец, это шанс просто встретить друг друга. К примеру, мне довелось стать случайно свидетелем сентиментальной встречи двух выпускников Новосибирского театрального училища. Один актер работает в Омске, а его сокурсница в Волгограде. Они не виделись двадцать лет… и вдруг. Расстояния в России – всегда драма для человеческого общения, фестиваль - способ свести к минимуму последствия нашей необъятности.
Когда фестиваль изначально призван следить за всем новым, что появляется на карте театральной России, велика опасность, что форум может себя исчерпать. Но тем не менее, каждый раз в Омске вновь и вновь обнаруживаются яркие гости. На этот раз таким открытием стал Волгоградский молодежный театр, который показал спектакль «У войны не женское лицо», режиссер (он же и худрук, и создатель театра) Алексей Серов. Юные двадцатилетние актрисы сыграли своих сверстниц эпохи Великой отечественной войны, переживших ужасы войны. Они так сердечно и трепетно присвоили себе эти страшные судьбы, так примеривали чужие муки, что перехватывало дыхание, застревал комок в горле. Откуда эти пигалицы знают, чувствуют, что война была невыносимым испытанием для женщины и ее природы? Зал был полон тихих рыданий и плача.
Подтвердил свою высокую репутацию как театра, который постоянно находится в поиске, и Воронежский Камерный театр, которым руководит ставший уже известным Михаил Бычков. На этот раз воронежцы привезли спектакль “Обломов off” по пьесе Михаила Угарова, который поставил режиссер Георгий Цхвирава (ныне он возглавляет Областной драматический театр Омска). Москвич Михаил Угаров присутствовал сам на спектакле, драматург уже пробовал себя в режиссуре, и успешно. Он собирается возобновить свою постановку по своей пьесе в столичном в Центре режиссуры и драматургии.
Особо увлекла у воронежцев блистательная игра двух актеров – Камиля Тукаева (Илья Ильич Обломов) и Анатолия Абдуллаева (Захар, слуга Обломова). Этот сценический дуэт был отмечен и остроумной игрой, и редким чувством партнера, и точным пониманием природы сценического времени, и вкусом к хорошей литературе. Они – барин и слуга - два давних друга, несмотря на постоянные обиды и счеты. Они связаны неторопливым ритмом жизни имения, сытными обедами с жареным цыпленком. Знают милые слабости друг друга, дуются, досадуют и не могут, на самом деле, жить один без другого.
Из слитного разнообразия всех этих деталей, мыслей, сопереживания и рождается насыщенная атмосфера омского театрального форума. Так шаг за шагом Россия избавляется от драмы больших расстояний и ее следствия – провинциальности.
В субботу на церемонии закрытия будет оглашен вердикт жюри, а в воскресенье все разъедутся по городам и весям, и, будем надеяться, еще не раз пересекутся на театральных российских просторах для пользы общего театрального дела.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции