В доверительное управление ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" сроком на пять лет были переданы права по 61,9% обыкновенных акций ОГК-1, принадлежащих ФСК ЕЭС и РусГидро. О процессе выстраивания корпоративного управления ОГК-1 со стороны ИНТЕР РАО ЕЭС и выполнении инвестпрограммы ОГК рассказал РИА Новости член Правления ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», руководитель Блока управления активами, исполнительный директор ОГК-1 Сергей Николаевич Толстогузов.
- Каким образом идет выстраивание модели корпоративного управления ОГК-1 со стороны ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»?
- Корпоративное управление ОГК-1 подразумевает внедрение со стороны «ИНТЕР РАО ЕЭС» принятых в этой компании корпоративных стандартов, непосредственное участие в бизнес-планировании и бюджетировании.
Кроме того, принято решение об исполнении «ИНТЕР РАО» функций единоличного исполнительного органа ОГК-1. Это уже означает оперативное руководство компанией, в котором «ИНТЕР РАО ЕЭС» берет на себя ответственность за все операционные вопросы ОГК-1 – принятие корпоративных решений, осуществление производства, реализацию инвестиционной программы, осуществление расчетов и платежей и другие.
По сути дела, сегодня «ИНТЕР РАО» консолидировало две модели управления ОГК-1 – операционную и корпоративную. Поэтому менеджмент ОГК персонально прекращает свои трудовые отношения с ОАО «ОГК-1» и переходит в «ИНТЕР РАО» в рамках своего функционала. У этого процесса двойной эффект – с одной стороны происходит оптимизация численности персонала, что существенно в лучшую сторону сказывается на экономических показателях, а с другой – создается мощное функциональное направление, которое охватывает весь спектр управленческой проблематики. Большая часть персонала ОГК-1 переходит на площадку «ИНТЕР РАО», и уже с нее мы будем осуществлять руководство двумя компаниями. По плану, оптимизация штатной структуры коснется 200 человек в обеих компаниях, в целевой структуре у нас должно остаться чуть более 600 сотрудников.
Как вы знаете, одна из ключевых задач ОГК-1 на сегодня – реализация инвестпроектов. Однако в ходе реформы РАО «ЕЭС России» компания не смогла привлечь нужного качества инвесторов. Таким образом, с одной стороны деньги не появились, а с другой - обязательства по инвестпроектам остались. Сейчас наша задача – определить источники для воплощения в жизнь инвестиционных проектов, привлечь внешних партнеров и долгосрочных финансовых инвесторов.
- А с кем ведете переговоры, можете назвать?
- В некоторых проектах ясность уже есть. Как известно, по Уренгойской ГРЭС решение уже принято – инвестором станет Внешэкономбанк. Его деньги пойдут в уставный капитал ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», чтобы в последующем они были переданы в ОГК-1. Схема корпоративного перехода этих средств в ОГК-1 еще прорабатывается, но чтобы строительство было возобновлено уже в этом году, мы приняли решение о привлечении бридж-кредита в объеме 8 миллиардов рублей. Дальше будет работа по определению механизма трансляции этих средств в ОГК-1.
- Как быстро будет понимание по этой схеме?
- Это вопрос нескольких недель: нам необходимо прохождение корпоративных процедур в 2009 году.
- Давайте перейдем к реализации инвестиционной программы ОГК-1. Есть ли какие-то варианты сдвига проектов «вправо»?
- Инвестпрограммой ОГК-1 изначально предусматривалось строительство следующих объектов: энергоблока 450 МВТ на Уренгойской ГРЭС, энергоблока 800 МВт на Нижневартовской ГРЭС, блоков на Верхнетагильской и Пермской ГРЭС и ввод в 2009 году Каширского энергоблока. На сегодня мы исполняем свои обязательства по Каширской ГРЭС. Испытания там еще продолжаются в связи с тем, что генератор, поставленный ОАО «Силовые машины» имеет уникальные свойства. Такое оборудование впервые производится у нас в стране. Этот генератор решает задачи не только самой Каширской ГРЭС, но и системные задачи. Как и следовало ожидать от экcпериментального оборудования, оно потребовало доработки. Мы надеемся получить его в конце октября - начале ноября и в этом случае думаем, что в 2009 году Каширский энергоблок будет введен. С точки зрения финансирования и строительно-монтажных работ по блоку нет ограничений, и ОГК-1 свои обязательства выполняет в полном объеме.
Один из главных проектов - Уренгойская ГРЭС, в рамках которого предусматривалось строительство на станции блока 450 МВт. Проект имеет, кстати, долгую историю – 15 лет. В свое время на площадке ГРЭС планировалось масштабное строительство, была даже освоена часть средств - еще до ОГК-1 на площадке забили сваи под три блока. Сегодня за счет операционных средств ОГК-1 мы запустили строительство главного корпуса ГРЭС и планируем до декабря закрыть его тепловой контур с тем расчетом, чтобы к следующему году корпус был готов. Кроме этого, на данный момент уже подготовлена первая половина проектно-сметной документации.
Стоит отметить, что «Силовые машины» в полном объеме выполнили работы по производству газовых турбин и генераторов для Уренгойской ГРЭС. Мы объявили конкурс с тремя лотами на поставку оборудования для этой станции. Это поставка котла-утилизатора, паровой турбины и мостовых кранов для турбинного отделения. Проект специально разбит на несколько частей: чтобы подрядчик мог развернуть свои основные силы в марте-апреле 2010 года, ему необходима рабочая документация, для которой нужно иметь выбранное оборудование и исходные данные для проектирования. Поэтому мы и проводим конкурсы по выбору основного оборудования сейчас. В октябре - начале ноября планируем объявить конкурс на выбор генподрядчика по строительно-монтажным работам. Широкомасштабные работы развернутся в марте 2010 года, чтобы в третьем квартале 2012 года ввести этот энергоблок в строй. Более того, «ИНТЕР РАО ЕЭС» было дано поручение проработать мероприятия по ускорению ввода энергоблока, поэтому конкурсные процедуры и были запущены раньше предполагаемого срока, уйдя от традиционной схемы генподряда с комплексной поставкой оборудования.
На данном этапе работы финансируются за счет собственных средств ОГК-1 и корпоративного займа от ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС». На сегодня ОГК-1 из этого кредита выбрало около 700 миллионов рублей, свободным еще остался лимит порядка 1 миллиарда рублей.
- Вы выбрали 700 миллионов около полугода назад?
- Совершенно верно. С тех пор пока еще ничего не брали, чтобы не наращивать долговую нагрузку ОГК.
- А кредитное плечо у ОГК-1 большое?
- На сегодняшний день порядка 9 миллиардов рублей. Мы четко отслеживаем действующие финансовые ковенанты. Учитывая, что бридж-кредит от ВЭба идет как связанное решение по инвестициям и его привлечение крайне необходимо для продолжения строительства Уренгойской ГРЭС, мы будем внимательно отслеживать параметры кредитного портфеля и не допускать нарушения текущих кредитных обязательств.
- В будущем вы планируете выбрать и этот оставшийся миллиард?
- Сделка по кредитной линии «ИНТЕР РАО ЕЭС» одобрена Советом директоров, деньги у «ИНТЕР РАО» зарезервированы, и мы в любой момент можем обратиться за ними. При необходимости мы безусловно воспользуемся этими средствами. Учитывая, что в конце текущего - начале следующего года будут заключаться договоры по итогам конкурсов, деньги могут потребоваться именно в это время. В 1-2 квартале 2010 года мы будем выбирать больше, поскольку начнется широкомасштабное строительство, которое подразумевает более интенсивный порядок финансирования.
- А как идет выполнение поручения правительства ускорить сроки ввода энергоблока?
- Реально выполняем. Мы по пуску Уренгойской ГРЭС сдвинулись с конца 2012 года на 3-й квартал 2012 года. Чтобы ускорить ввод блока, изменили его конфигурацию. Пришлось пересмотреть ряд технических решений, что значительно снизит стоимость строительства и скажется на сроках. Не меняя ключевого показателя надежности, улучшив экономические показатели, в том числе снизив его стоимость, мы сократили сроки строительства.
- С топливом у ОГК-1 проблем нет?
- Большую часть в топливной корзине ОГК-1 занимает газ. Верхнетагильская ГРЭС и Каширская ГРЭС работают с углем. С точки зрения угля у нас хорошие прочные связи с поставщиками. Проблем не видим. Запасы на зиму даже несколько выше норматива.
- Минэнерго недавно заявило, что подписание договоров на поставку мощности (ДПМ) с генкомпаниями находится на финишной прямой. Какие у вас на эту темы были переговоры?
- Достаточно много переговоров у нас было на эту тему и с Минэнерго РФ, и Советом рынка. Если говорить о новых ДПМ для ОГК-1, то они будут отличаться от тех, которые были подписаны компанией ранее, и в части мощности, и сроков, и других обязательств. Что касается общего объема вводимой мощности, то ОГК не меняет его, меняются лишь объемы по годам вводов. По Уренгойской ГРЭС в новый ДПМ внесены 450 МВт с вводом в 2012 году. Снижается объем обязательств по Нижневартовской ГРЭС по срокам - то есть мы гарантируем, что к 2013 году введем 410-413 МВТ. Дальше мы готовы подписать ДПМ по Верхнетагильской ГРЭС и Пермской ГРЭС, но при наличии акционерного финансирования. Это связано с тем, что концепция договора на поставку мощности предусматривает систему контроля за расходованием средств, вырученных от допэмиссии. Если говорить о ДПМ, то ОГК-1 не получила этих средств, и говорить о том, что ОГК должно выполнять в таком случае ДПМ – некорректно. Вместе с тем, когда ИНТЕР РАО пришло в ОГК-1, главная задача стояла – реализовать инвестиционные проекты. По Нижневартовской ГРЭС мы ведем активные переговоры с нашими партнерами. Мы вдохнули жизнь в этот проект, там появилась динамика, движение. Договорились с коллегами из THK-BP, что выйдем на конкурсную процедуру в этом году по выбору основного оборудования для ГРЭС. Таким образом, по Уренгойской и Нижневартовской ГРЭС мы готовы подписать ДПМ, а по Верхнетагильской и Пермской ГРЭС готовы входить в ДПМ с оговоркой – при наличии акционерного капитала. Это не значит, что мы будем ждать, когда нам упадут деньги с неба, мы будем вести переговоры с нашими зарубежными коллегами, российскими инвесторами, чтобы заинтересовать их к участию в проектах совместного расширения двух этих станций.
- Профильные министерства озвучивают свои предложения по росту тарифов на электроэнергию в 2010 году. Что хотят генераторы?
- Сегодня есть решение правительства РФ об увеличении стоимости газа, как основного вида топлива, на 26,5% к среднегодовой цене газа. Минэкономразвития предлагает рост тарифов на электроэнергию на 7,6% в 2010 году. В результате, если мы говорим только о росте топливной составляющей – она вырастет на 26,5%, а тариф всего на 7,6%. В этих условиях придется заниматься сокращением издержек, а значит, оптимизацией численности сотрудников и оптимизацией ремонтов. Безусловно, чем больше разрыв между стоимостью газа и электроэнергии, тем сильнее мы попадаем в «ножницы». Увеличение тарифов на электроэнергию должно быть пропорционально росту тарифа на топливо, при этом необходим дифференцированный, взвешенный подход, ведь речь идет об увеличении тарифов не непосредственно для тепловой генерации, а для конечного потребителя, который интегрированно потребляет электроэнергию, производимую и тепловыми, и атомными, и гидроэлектростанциями. Тариф на выработку электроэнергии тепловыми станциями должен быть соразмерен росту цены на газ и, соответственно, не должен расти для других видов энергетики, где нет топливной составляющей, связанной с этим ростом.