Константин Богданов, для РИА Новости
В среду 28 октября, в 18 часов 30 минут по московскому времени со стартовой площадки космодрома имени Джона Кеннеди, что на флоридском мысе Канаверал, ушла в затянутое облачной дымкой небо тонкая белая "свечка" с американским флагом на боку. В свой первый полёт отправился Ares X - испытательный вариант ракеты-носителя Ares I.
Изначально запуск был назначен на вторник, но планы НАСА спутала погода: мимо Флориды шли грозовые облака. Один раз дело дошло-таки до предстартового трёхминутного отсчёта, но запуск был отменён из-за нарастающих порывов ветра на высоте. "Все работали хорошо, только погода с нами не сотрудничала", - невесело пошутил в конце вчерашнего дня начальник запусков Эдвард Манго.
Только на следующий день, всего за полчаса до закрытия четырёхчасового окна для запусков, погода дала небольшой шанс, которым американцы успели воспользоваться, буквально "всунув" ракету в разрыв облачности. Будущий носитель космической программы "Созвездие" оторвался от стартового стола, успешно выполнил двухминутный подъём на высоту 40 км, после чего произошло отделение первой ступени. Габаритный имитатор верхней ступени, нёсший свыше 700 датчиков, поставлявших по телеметрии бесценную информацию о полёте, успешно приводнился в Атлантическом океане.
Программа "Созвездие", элементом которой является ракета Ares I, подразумевает новый виток развития пилотируемой космонавтики в США и ставит рамочные задачи по осуществлению пилотируемого полёта на Луну, созданию там постоянно действующей базы, а в перспективе - полёту человека на Марс.
Программа включает в себя разработку двух типов носителя: тяжёлого Ares V, способного выводить на околоземную орбиту до 188 тонн полезного груза, и новую "рабочую лошадку" американской космонавтики: Ares I, которая должна заменить систему "Спейс Шаттл". Планируется, что Ares I сможет доставлять на околоземную орбиту 25 тонн полезного груза. Или - перспективный пилотируемый корабль "Орион" с экипажем на 6 человек, способный достигать Луны.
"Созвездие" стало одним из символов грядущего ренессанса мировой космонавтики. Успехи Китая в области пилотируемых полётов и обсуждение перспективных космических программ в Индии толкают НАСА на активные шаги. Тезис агентства прост: мы должны сделать это сегодня, потому что иначе это сделают завтра, но уже - они.
Однако подспудная борьба НАСА за реализацию столь амбициозных проектов встречает всё более жёсткую критику со стороны вашингтонской администрации. Нарастающий объём этой критики свидетельствует о серьёзных разногласиях в американских правящих кругах по вопросу о целях и методах развития пилотируемой космонавтики США.
Так, в сентябре этого года экспертный совет при президенте Обаме раскритиковал лунные планы НАСА, назвав их необоснованными. А буквально неделю назад свою порцию критики получила и готовящаяся к старту ракета Ares I. По мнению экспертов, проект ракеты является сырым, а многие моменты в конструкции не были должным образом предусмотрены даже на стадии разработки. Речь идёт, в том числе, и об обеспечении безопасности экипажей выводимых ракетой космических кораблей: специалисты и раньше совершенно справедливо указывали на недопустимо высокий уровень вибраций, возникающих при работе стартовой ступени. Указывались и недостатки в проектировании пилотируемого корабля "Орион", который вышел откровенно перетяжелённым, что крайне опасно с точки зрения возвращения с орбиты.
Однако главный "гвоздь в гроб" был вбит в другом месте: экспертный совет счёл ракету Ares I бесперспективной, заявив, что пилотируемую лунную программу можно реализовать и на другой системе носителей. Правда, встречные рекомендации совета не содержали конкретных альтернативных предложений и носили довольно-таки скользкий характер: продлить ресурс "шаттлов", постепенно довести "до ума" тяжёлый носитель Ares V и в связи со всем этим - увеличить годовое финансирование НАСА на 3 млрд долларов, в дополнение к уже имеющимся 17,6. Кроме того, рекомендовано широко привлекать к развитию американской космонавтики частные компании. Также эксперты посоветовали НАСА не сосредотачивать усилия на одном-единственном проекте, а параллельно двигаться во всех основных направлениях.
На первый незамутнённый взгляд, экспертным советом Обамы предложен совершеннейший паллиатив, на корню "зарубающий" только-только наметившийся новый порыв Америки к звёздам. Однако ситуация обретает дополнительное измерение, если вспомнить, что США в своей истории накопили достаточный опыт стимулирования технологического развития и финансирования инноваций за счёт крупных долговременных программ. Этим начал заниматься ещё кабинет Ф. Д. Рузвельта, но наиболее заметным проектом такого рода принято считать "рейганомику". В данном разрезе мнение экспертного совета выглядит уже совсем по-другому: перестать пороть горячку с идеей немедленной высадки на Луне, максимально расширить фронт работ и... "кормить" американский высокотехнологический сектор, увеличив инвестиции в передовые разработки.
На выходе может получиться возвращение на Луну "эволюционным путём" - а может и не получиться. Но этот проверенный временем способ финансирования инноваций в области двигателестроения, систем управления и конструкционных материалов не так уж и плох. Во всяком случае, точно не хуже очередной "гонки вооружений".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции