Renault уже достаточно давно работает на российском авторынке не только как продавец автомобилей, но и как производитель. Серьезность намерений компании продвигаться на российском рынке подтвердила покупка блокпакета акций "АвтоВАЗа" и недавнее решение участвовать деньгами и технологиями в процессе реорганизации этого российского автогиганта, находящегося в тяжелом финансовом положении.
Одной из своих главных задач компания считает создание и развитие российской сети поставщиков автокомплектующих именно в России.
О планах Renault в России рассказал в интервью агентству РИА Новости член правления Renault, руководитель подразделения "Евразия" копании Renault, генеральный директор «Автофрамоса», член совета директоров «АвтоВАЗа» Кристиан Эстев. Беседовал Михаил Фадеев.
- Господин Эстев, как кризис отразился на работе компании в России?
- Прежде всего, я хотел бы сказать, что влияние кризиса очень большое. Но на разные категории продуктов кризис оказал разное влияние. Первое - это ввозимые автомобили и на них кризис оказал очень большое негативное воздействие, поскольку произошло не только падение рынка, но и девальвация рубля. Мы, как и многие из наших конкурентов, весь 2009 год распродаем запасы, которые у нас были привезены в Россию в 2008 году, потому что мы рассчитывали, что рынок в 2009 году будет порядка трех миллионов автомобилей.
Что касается автомобилей Renault Logan, которые производятся в России на заводе "Автофрамос", то после тяжелого начала года - первых трех месяцев 2009 года, сейчас автомобиль нашел свое место на рынке, при этом его доля на российском рынке увеличилась. И сегодня завод работает в полную мощность в две смены.
В общем, можно сказать, что доля рынка Renault в России увеличилась, именно благодаря Logan, это доказывает, что есть продукт который отвечает тяжелой ситуации и спросу клиентов ограниченных в средствах.
- На сколько увеличилась доля рынка Renault в России?
- В настоящий момент наша доля на российском рынке составляет 4-4,5%, при этом мы ее увеличили с начала года приблизительно на один пункт. Для нас очень важно, что увеличение доли рынка произошло за счет увеличения продаж автомобилей Logan.
- Каковы дальнейшие планы Renault в России?
- Основное наше решение – мы хотим быть российским производителем. Мы не хотим быть производителем, который осуществляет отверточную сборку. Это значит, что мы должны максимально развивать сеть российских поставщиков автокомплектующих, которые будут эффективны и по стоимости, и по качеству. Для этого нам необходимо создать команду, которая будет работать над развитием сети поставщиков.
Мы также со своим партнером "АвтоВАЗом" будем создавать совместную структуру, цель которой будет развитие сети поставщиков.
- Планируете ли Вы пригласить в России производителей автокомплектующих с которыми альянс Renault-Nissan работает за рубежом?
- Мы в России, прежде всего, и надо, чтобы работали российские предприятия. И лично у меня нет никаких сомнений в возможностях российских предприятий, что они смогут достичь высокого уровня качества производства автокомплектующих и их стоимости, что позволит нам работать с ними на длительной основе, но по российским ценам, в рублях.
- Планируете ли Вы сами наладить производство автокомплектующих?
- Ситуация такова, что современное предприятие автомобильного сектора в принципе не производит свои комплектующие, оно опирается на сеть поставщиков. Есть какие-то сектора, в которых альянс Renault-Nissan может производить комплектующие, но в обычной схеме комплектующие закупаются у сторонних поставщиков.
Здесь скорее вопрос в том, как сделать так, чтобы внешние поставщики пришли и создавали в России свои предприятия. И для того, чтобы они пришли работать им необходимо, чтобы им пообещали большие и интересные объемы производства. Например, если вы производите 80 тысяч Logan и вы просите прийти в Россию производителя щеток для стекол на эти 80 тысяч, он не будет этого делать, потому что это смешно. Если вы им предлагаете объемы 500 тысяч автомобилей, потому что это Renault, Nissan и "АвтоВАЗ", то это уже другой бизнес, настоящий. И наша основная задача – создать и развить эту сеть поставщиков, основываясь на объемах трех производителей – Renault, Nissan и "АвтоВАЗ".
Но есть и другие проблемы. Это то, что в профессии производителя комплектующих логистика имеет большую стоимость. Таким образом, производства автокомплектующих должны быть размещены недалеко от ваших производственных площадок.
И в выборе тех площадей, на которых производители автокомплектующих должны будут разместить свое производство, мы приложим все усилия, что бы они (поставщики - ред) открыли их в той зоне, где находится "АвтоВАЗ".
- Вы сейчас разработали новую продуктовую линейку для "АвтоВАЗа". Будет ли конкуренция между автомобилями, производимыми на АвтоВАЗе и машинами которые будут выпускаться на других российских заводах альянса?
- Проблема не в этом. Если мы производим в Тольятти Renault, Nissan и "Лада", то таким образом, у нас будет такое конкурентное преимущество, какого нет ни у одного автопроизводителя в России. Но, то что мы выиграем в конкурентноспособности, не значит, что мы будем вступать в конкуренцию друг с другом.
Вместе с тем сегодня есть много людей, которые не хотят, чтобы у нас получилось сотрудничество с "АвтоВАЗом" и не хотят, чтобы "АвтоВАЗ" вообще работал. Я себя спрашиваю, почему эти люди не хотят, чтобы "АвтоВАЗ" был успешным предприятием? Потому что если он станет успешным, то мы создадим в России современную автомобильную промышленность, конкурентноспособную, рентабельную и хорошего качества, и тогда наши конкуренты не смогут нас догнать на российском рынке. И здесь я считаю, что российское правительство это прекрасно понимает.
- Вы анонсировали начало производства новых моделей на "АвтоВАЗе" только в 2012 году. Почему так долго?
- Надо инвестировать, надо построить новые линии. Это то время, которое необходимо для того, чтобы вещи сделать правильно и хорошо, именно с точки зрения профессии автопроизводителя.
- Есть ли у вас разработанный бизнес-план с АвтоВАЗом?
- Работа ведется и он в серьезной форме разработки. Если мы обнародуем наш бизнес-план, то вполне возможно, он попадет в руки конкурентов, а этого мы не хотим.
- Каков Ваш прогноз по продажам в России Renault в 2009 году?
- Мы не даем цифры на будущее, но мы будем делать все от нас зависящее, чтобы сохранить нашу долю рынка в размере 4,5%. И я бы очень хотел, чтобы по итогам года Logan стал самым продаваемым автомобилем в России.
- Какие ли бы дополнительные меры для стимулирования спроса на автомобили Renault вы будете применять?
- Мы будем использовать те методики, которые мы использовали с марта. Да, мы действительно сопровождаем те кредитные программы, которое предложило российское правительство. Да, это наше основное оружие – чтобы дать доступ к недорогому автомобилю и интересным кредитным программам.
- Когда компания Renault собирается приступить к выпуску новых моделей в России, в частности, Sandero?
- Модель Sandero будет запущена в начале 2010 года. Мы сейчас заканчиваем строительство второй части завода "Автофрамос". Несмотря на кризис, мы подтвердили наши инвестиции и, таким образом, в начале 2010 года будем готовы производить новые автомобили, в частности, Sandero.
- Другие модели кроме Loganа и Sandero вы планируете выпускать в России?
- Через четыре месяца возвращайтесь, и я вам расскажу.
- Планируете ли вы сокращать персонал на заводе "Автофрамос"?
- Нет, не планируем. Но мы планируем переквалифицировать часть персонала завода, не сокращая их. Но то, что создает богатство предприятия – дирекция по закупкам, конструкторское бюро – это все будет развиваться.
- Господин Эстев, как вы оцениваете ближайшую перспективу рынка автомобилей в России?
- Благодаря мерам, которые приняло российское правительство и автопроизводители, есть ощущение, что рынок стабилизировался по продажам до 100-120 тысяч автомобилей в месяц, таким образом, на конец года мы прогнозируем объем продаж автомобилей около 1,5 миллионов автомобилей. По нашим прогнозам, в следующем году будет небольшое увеличение продаж автомобилей. Нам кажется, что будет продано около 1,6 миллиона автомобилей.
Это может быть более динамичное развитие, если те меры, которые находятся в обсуждении правительства, а именно премия за утилизацию автомобилей, будут внедрены с начала 2010 года.
Как вы знаете, эти программы очень хорошо себя зарекомендовали в других европейских странах, таких как Франция, Испания, Германия, Италия. Они укрепили автомобильный рынок этих стран, и я не вижу никаких причин, почему это не произойдет в России, если эти меры будут приняты. Мы выступаем за то, что бы эти меры как можно скорее были внедрены в России.