В 1997 году в России начала действовать президентская программа подготовки управленческих кадров, в рамках которой повысили квалификацию более 55 тысяч менеджеров из 75 регионов России. О результатах, которых удалось достичь за 12 лет реализации программы, и о планах по ее развитию в интервью РИА Новости рассказал директор Федерального ресурсного центра по организации подготовки управленческих кадров Павел Мрдуляш.
- Павел Брунович, как организовано обучение управленцев в рамках президентской программы?
- Первый этап обучения – это повышение квалификации, которое проводится по трем направлениям: менеджмент, маркетинг, финансы. Все они востребованы примерно одинаково, в этом году в рамках обучения менеджмента появились специализации в области здравоохранения и образования. В Президентской программе участвуют 109 вузов, в том числе самые престижные учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга.
Второй этап – стажировка. Большая часть слушателей стажируется в российских компаниях, около 20% едет за рубеж. Из них примерно треть выбирает Германию, пятая часть – Японию, остальные – Нидерланды, Финляндию, Норвегию, Францию. С 2006 года мы организуем в России стажировки для иностранных менеджеров – их интересуют промышленные предприятия, медицина, и мы их отправляем в Ленинградскую и Московскую области, Екатеринбург и Самару.
- Как происходит отбор участников?
- Для начала нужно сдать вступительные экзамены, которые организуются в регионах и к которым допускаются менеджеры, пришедшие с направлением от предприятия. Потом нужно участвовать во всероссийском конкурсе, победители которого распределяются по вузам в зависимости от своих пожеланий и полученных оценок. Чтобы попасть на зарубежную стажировку, нужно пройти дополнительное тестирование и собеседование с принимающей стороной.
- Кто платит за обучение?
- Основной принцип – софинансирование: обучение оплачивают практически в равных долях федеральный бюджет, региональный бюджет и предприятие, где работает слушатель. До сих пор зарубежные поездки обеспечивались принимающей стороной, сейчас финансирование будет осуществляться за счет федеральных средств. Это даст нам возможность самостоятельно формировать список приоритетных для страны отраслей и проектов, с которыми должны познакомиться менеджеры во время пребывания за границей. Ранее, при оплате стажировок за счет принимающей стороны, иностранные организации сами расставляли приоритеты.
- Как оценивается эффективность участия менеджера в программе?
- Эффективность должно оценивать, прежде всего, предприятие, направившее человека на обучение. Как правило, слушатели в процессе учебы и стажировки разрабатывают проект, цель которого - совершенствование структуры управления, повышение эффективности производства, совершенствование работы с персоналом.
По статистике, более 5% процентов выпускников президентской программы открывают собственный бизнес, в том числе на основе опыта, полученного во время стажировки за рубежом. Например, предпринимательница из Санкт-Петербурга, пройдя стажировку на одном из германских предприятий, организовала собственное производство стеновых панелей.
Кстати, программа изначально была нацелена на формирование именно управленцев, способных обеспечить развитие предприятий всех отраслей экономики России, о предпринимателях речь не шла. Но, начиная с 2010 года, мы планируем ввести специализации по развитию предпринимательства и инновационному менеджменту, так что бизнесменов среди участников программы должно стать больше.
- Обязательна ли реализация проекта на предприятии? Или же выпускник может, отучившись за счет государства и за счет предприятия, уволиться и открыть свое дело?
- В основном отношения с работодателем фиксируются документально, и сотрудник должен отработать какое-то время после стажировки. Такая практика характерна примерно для 75% компаний - участников программы. Более половины выпускников реализовали свои проекты, разработанные во время обучения. Мы проводили опрос, как руководство относится к преобразованиям в компании, которые пытаются проводить выпускники. Треть опрошенных руководителей сказали, что они сами активно участвуют в этом процессе, оставшиеся две трети – что просто «не мешают».
По сути, обучение по президентской программе - это личностный рост, и распоряжаться своими компетенциями человек может по своему усмотрению. По нашим данным, примерно 6% специалистов получают приглашение на работу в федеральные или региональные органы исполнительной власти, 40 % меняют место работы с повышением, более 73% выпускников повышают свой статус и улучшают финансовое положение.
- Какие изменения намечены в президентской программе на ближайшие годы?
- Среди участников программы будет больше представителей малого и среднего бизнеса, инновационных предприятий, социальной сферы. Обучение менеджеров социальной сферы мы считаем особенно важным в связи с проведением реформы образования, здравоохранения, спорта, культуры.
Планируется увеличить число стран-партнеров, поскольку польза от зарубежных стажировок для наших менеджеров очевидна: появляется уникальная возможность соотнести свой опыт с тем, что сделано на аналогичных предприятиях в других странах.
Материал подготовила Ольга Криволуцкая (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости