Со следующего года в 18 регионах России начнется эксперимент по введению в школьную программу духовно-нравственных дисциплин. Ученики 4 классов и их родители смогут выбрать для изучения один из шести предметов: основы православия, иудаизма, ислама или буддизма, мировых религиозных культур или светской этики. Своими взглядами на предстоящее нововведение делится в интервью РИА Новости бывший заместитель министра образования РФ, доктор экономических наук Леонид Гребнев.
- Леонид Сергеевич, работая в Минобразования России в 2001 – 2004 годах, вы отвечали за связи с религиозными организациями. Как в те годы изучались основы религиозной культуры?
- Уже существовали школы с этно-конфессиональным компонентом, дети изучали культуру различных религий, и одним из самых распространенных был курс «Основы православной культуры» (ОПК). Я продолжил начатую до меня работу, которая завершилась составлением информационного письма о содержании курса ОПК, которое было направлено в регионы за подписью министра Владимира Филиппова. Это письмо было подготовлено по просьбе с мест, при участии представителей Церкви и Российской академии образования, оно отнюдь не являлось директивой и даже рекомендацией. Просто мы сочли необходимым помочь учителям и директорам школ сориентироваться в вопросах преподавания основ религиозной культуры детям. Те, кто хочет, и сегодня пользуются информацией, которая содержалась в нашем письме.
- В чем отличие предстоящего эксперимента от преподавания основ религиозных культур в начале 2000-х годов?
- До недавнего времени содержание школьного образования состояло из трех компонентов: федерального (обязательного для всех), регионального (по выбору региона) и школьного (по выбору школы). Основы религиозных культур были предметом по выбору – в одних регионах их изучали, в других - нет. В новой редакции закона «Об образовании» уже нет деления на компоненты, и власть приняла решение, что новый предмет будет централизованным и обязательным для всех. То есть, вместо того чтобы развивать уже имеющийся опыт, министерство пытается начать все с чистого листа.
Казалось бы, школьники будут иметь выбор – например, дети из православных семей предпочтут все те же основы православной культуры. Но, насколько мне известно, в четырех курсах по основам конкретных религиозных культур лишь 40% учебного времени приходится на выбранную религию, остальное – общая для всех информация. Сомневаюсь, что, например, православный учитель сможет объективно рассказать о других религиях. К тому же очень неудачно выбран период изучения модулей: две четверти, разделенные летними каникулами, при переходе из начальной школы в среднюю. Да и времени на изучение отведено крайне мало.
- Стоит ли, по-вашему, сотрудничать с конфессиями при реализации нового эксперимента, и нет ли риска, что сотрудничество станет слишком тесным?
- Без сотрудничества не обойтись, поскольку этот вопрос напрямую касается конфессий. Что именно преподавать, в каком классе, нужно решать вместе с ними. От Русской православной церкви руководить созданием курса по своему модулю будет протодьякон Андрей Кураев, но это вовсе не означает, что все его предложения будут приняты. О религиозном диктате речи нет. Заключительные решения будут приняты на светском уровне.
- Однако есть опасения: не будет ли нарушен принцип светскости образования?
- Этот принцип следует понимать правильно. В Конституции сказано: не может быть ни одной религии государственной, и не может быть так, чтобы государственные функции выполняла религиозная организация. Преподавание основ религиозной культуры этот принцип не нарушает. Еще в советские времена в Конституции РСФСР было прописано, что в светском учебном заведении может преподаваться культура любой религии, но не её обряды и пр.
- Значит, батюшек в школах мы не увидим?
- Почему же? Если у батюшки есть педагогическое образование, он вполне может преподавать основы православной культуры. Другое дело, что таких священнослужителей единицы. Чаще всего рассказывают детям о православии те, кого батюшка благословил. Важно, чтобы тот, кто войдет в класс, любил предмет и тех, кому он адресован.
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы эксперимента?
- В рамках нового курса планируется приобщать детей не только к их собственной религиозной культуре, но и ко всему остальному. Фактически проповедуется некая светская религия под названием «российская духовность», в которой «намешано» все. Есть риск, что православные родители не разрешат своему ребенку посещать занятия по основам православной культуры в том виде, в каком предлагается этот модуль, и предпочтут, чтобы он изучал светскую этику.
На мой взгляд, было бы целесообразно ввести в школах преподавание православных основ культуры. У нас в стране государственный язык один - русский, который много веков базируется на православной культуре. Было бы вполне естественно приобщение всех детей, живущих в России, именно к этой культуре, к общему ее развитию.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости