Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
27 октября арбитражный апелляционный суд города Москвы рассматривает вопрос о законности решения Федеральной антимонопольной службы (ФАС), установившей что компания «ЛУКОЙЛ» в 2008 году завышала цены на топливо. Но ФАС имеет претензии не только к «ЛУКОЙЛу», но к большинству российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), обвиняя их в том, что они пользуются своим монопольным положением для поддержания необоснованно высоких цен на топливо.
Выходом из конфликтной ситуации стал бы переход ведущих российских нефтяных компаний-монополистов на биржевую торговлю нефтью и нефтепродуктами. Правда, учитывая то, какими темпами они этот переход осуществляют, справедливые рыночные цены на топливо в России могут установиться лишь через несколько лет.
ФАС инициировала в 2008 году повсеместные проверки трейдерских структур, входящих в ВИНК, т.е. в компании, которые и добывают нефть, и перерабатывают ее на своих же НПЗ, и сами же продают нефтепродукты через собственные розничные сети АЗС.
Цены на «черное золото» в конце прошлого года резко пошли вниз, но ценники на большинстве АЗС не спешили снижаться. Причем многие факты свидетельствовали о продолжение ценового сговора в 2009 году между сбытовыми сетями ВИНК. В этом году сотрудники ФАС усмотрели признаки согласованности действий ряда ведущих нефтетрейдеров – в одновременном и синхронном росте розничных цен на автомобильные бензины марок Аи-76, Аи-92, Аи-95 и дизельное топливо.
В октябре 2009 года в антимонопольном ведомстве констатировали, что сейчас завершено рассмотрение около 200 подобных дел в отношении крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний. Общая сумма штрафов к ним достигла 6 млрд рублей: по мнению ФАС, крупнейшим российским нефтекомпаниям следовало продолжить снижение цен на нефтепродукты и августе-сентябре 2009 года, когда нефть вновь несколько просела на мировых рынках.
Нефтекомпании тоже не сидят сложа руки. Он оспаривают с переменным успехом решения ФАС в судах. Отголоском одного из таких дел и стала апелляционная жалоба «ЛУКОЙЛа» против ФАС в московском суде.
Кроме того, нефтяные компании представили антимонопольной службе свое видение ситуации, а некоторые даже объявили о снижении цен. Пока новых дел в отношении нефтяников в ФАС не заводят.
Но главная же проблема состоит в том, что на российском рынке нет четкого понятия рыночной цены на сырье. У антимонопольщиков свои расчеты, у трейдеров – свои, и пока методика формирования рыночной цены не согласована, подобные разбирательства ФАС и нефтяников имеют все шансы продолжаться.
Самым логичным обоснованием ценовой политики нефтяников стали бы биржевые торги нефтью и нефтепродуктами на российских биржах. В этом случае механизм ценообразования станет более прозрачным и понятным.
В правительстве, главным образом, усилиями вице-премьера Игоря Сечина, курирующего ТЭК, уже с середины 2000-годов пытаются запустить биржевую торговлю нефтью и нефтепродуктами. Причем, на Петербургской товарно-сырьевой бирже такие торги уже несколько лет ведутся. Но объемы их крайне малы, поскольку крупные игроки пока не желают выходить на биржу.
На прошлой неделе у вице-премьера Сечина прошло совещание с участием представителей нефтекомпаний, на котором обсуждались перспективы развития биржевой торговли нефтепродуктами. На этот раз чиновники надеются раскрутить биржевую торговлю нефтепродуктами за счет выхода на биржу крупных государственных структур, которые будут закупать на ней существенные объемы топлива.
Кстати, «ЛУКОЙЛ» с октября 2009 года уже начал торги на Петербургской товарно-сырьевой бирже, хотя ранее этой площадки сторонился. В октябре «ЛУКОЙЛ» планирует продать на Петербургской товарно-сырьевой бирже 10 тысяч тонн различных нефтепродуктов. До конца же этого года «ЛУКОЙЛ» продаст там максимум 60 тысяч тонн нефтепродуктов. Строго говоря – это капля в море: 0,3% от годовой реализации компании в России.
Всего же с начала года на Петербургской товарно-сырьевой бирже в целом было продано более 200 000 тонн нефтепродуктов, в то время как годовой объем внутрироссийского рынка составляет около 75 млн тонн в год.
Последний шаг «ЛУКОЙЛа» выглядит скорее как попытка защититься от претензий ФАС, а не стать крупным игроком на сырьевой бирже в настоящее время. Действительно, зачем монополисту покупать самому у себя бензин на бирже, чтобы потом продавать его на собственных АЗС?
С другой стороны, полученные крупными нефтекомпаниями на биржевых торгах котировки помогут им обосновать перед ФАС свои цены на нефтепродукты.
Защититься от ФАС через биржу решил не один только «ЛУКОЙЛ». Активизировать торги на Петербургской бирже обещала и российско-британская ТНК-ВР. Компания уже заявила, что в будущем может продавать через биржу все 100% нефтепродуктов. Другие нефтяники пока столь масштабных обещаний не давали, да и в самой ТНК-ВР говорят, что сейчас на такие объемы просто нет спроса.
Остается лишь надеяться на великую силу рынка. Через определенное время российские продавцы и покупатели нефти и нефтепродуктов осознают, что лучшую цену можно получить на идеально организованном рынке, какой из себя представляет биржа.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции