МОСКВА, 26 окт - РИА Новости. Международная интеграция, участие в крупных мировых проектах - единственный путь для российских астрономов, на котором они могут сохранить свои высокие научные достижения, считает директор Специальной астрофизической обсерватории (САО) РАН Юрий Балега.
В понедельник он и другие российские ученые участвовали во встрече с генеральным директором Европейской южной обсерватории (ESO) Тимом де Зеу (Tim de Zeeuw), на которой обсуждалась возможность вступления России в эту международную организацию.
ESO располагает наиболее современными и мощными астрономическими инструментами, в числе которых четыре телескопа с диаметром зеркала более восьми метров каждый. Они размещены в одном из самых выгодных для астрономических наблюдений месте планеты - горах Чили.
"Мы 50 лет не строили крупных телескопов, вообще современной техники для астрофизических исследований, вообще не создавали ничего", - констатировал Балега.
В обсерватории, которую он возглавляет, находится самый большой российский телескоп - шестиметровый рефлектор БТА.
По его словам, если сейчас Россия начнет создавать большой современный телескоп, неизбежно возникнет вопрос о том, где его размещать.
Ученый напомнил, что в России практически нет мест с хорошим астроклиматом. Так, на Кавказе, где находится телескоп БТА, в году всего лишь половина ясных ночей, когда можно наблюдать, в то время как в горах Чили их более 90%.
"У нас нет высокогорных сухих пустынь, в советское время хорошие наблюдательные базы были в Узбекистане, Таджикистане, но мы их потеряли, а теперь возвращаться туда рискованно", - сказал Балега.
Таким образом, российским астрономам в любом случае придется выходить на международный уровень, и сотрудничество с Европейской южной обсерваторией - хорошая возможность для этого.
Он подчеркнул, что для развития прикладных исследований, которые были объявлены приоритетными в России, необходима фундаментальная наука. Ученый привел пример ПЗС-матрицы, прибора с зарядовой связью. Сейчас они используются во всей цифровой фототехнике, а первоначально создавались для нужд военных и астрономов.
"Сначала идет фундаментальная наука, а потом уже все остальное. Термоядерные реакции были впервые описаны астрофизиками", - сказал ученый.