Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Было бы преувеличением говорить о пустующем стуле на закончившейся в эти выходные серии саммитов в таиландском курортном районе Хуахине – саммитов группировки АСЕАН и ее партнеров. Такого стула (для России) физически никто не ставил, и странный статус России в отношении АСЕАН не вызывает там ни у кого особого беспокойства. Это статус «партнера по саммитам», но такого, который эти саммиты сам, добровольно, не посещает. Прочие такие же партнеры в Хуахине были и участвовали – это Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Новая Зеландия и Австралия.
Первый саммит России и десяти стран Юго-Восточной Азии состоялся еще в 2005 году в Куала-Лумпуре, куда приезжал тогдашний президент Владимир Путин. Вроде бы, тогда наметилась целая программа совместных мер по развитию партнерства. А вот второго саммита нет и до сих пор, инициатор этого состояния дел – Россия. И только сейчас, накануне саммита в Таиланде, была запущена во многом формальная процедура, которая приведет к тому, что на следующий «букет» асеановских саммитов – через год, в Ханое – будем надеяться, приедет президент Дмитрий Медведев. Так что эксперимент с бойкотом закончен, и не очень удачно.
Сложно оценивать эту мирную демонстрацию длиной в пять лет. Суть ее в том, что Россия все последние годы выглядела как чисто политический партнер десятки стран АСЕАН, причем партнер близкий по идеологии, но отставала по объему деловых связей с этими странами даже от Новой Зеландии. Одной из причин недовольства Москвы всей ситуаций в целом было то, что бюрократия АСЕАН как-то вяло реагировала на выдвинутые Россией пять лет назад предложения резкого увеличения товарооборота с «десяткой». Это были, во многом, мега-проекты, требовавшие немалой политической воли и поддержки. И неплохие проекты. Но асеановцы их не поняли. В Азии бизнес вообще развивается как бы сам по себе, а общение на саммитах и прочая политика – это отдельный род занятий. То есть, попросту, политическое стимулирование зарубежных деловых связей в этом регионе работает не так, как привыкла к тому Россия в своих отношения с Китаем или Индией. С последней, кстати, политическое стимулирование тоже уже не срабатывает.
Была и вторая причина – Москву, благодаря умелой дипломатии администрации Джорджа Буша, асеановцы сначала пообещали принять, но потом не приняли в участники ежегодно проходящей там же, на полях саммита АСЕАН, политической конференции – Восточноазиатского саммита. По формальной причине… слабых экономических связей с регионом. Восточноазиатский саммит и сейчас был проведен в Таиланде попутно с саммитом АСЕАН (и рядом других), и какая в нем польза – сказать трудно. Но Россия все равно осталась обиженной.
Чем на самом деле занимаются саммиты АСЕАН – в отличие от министерских заседаний той же организации и их Форумов по безопасности (куда российский министр иностранных дел исправно ездит каждое лето)? Вот что происходило на этот раз в Таиланде: оживленная дискуссия о том, как активизировать торговлю в Тихоокеанском регионе сейчас, когда традиционные рынки стран АСЕАН – США и ЕС – уменьшились. То есть - как продолжать процветать уже с меньшей зависимостью от прежних партнеров, и с большей – от соседей по региону, включая те же Китай, Японию и прочих.
Есть такое понятие – внутрирегиональная торговля, то есть товарооборот стран региона друг с другом. Торговля десяти стран АСЕАН между собой в прошлом, почти бескризисном году составила 480 миллиардов долларов. А вся внешняя торговля – 1,7 триллиона. То есть АСЕАН – это такие экономики, которые ориентированы все же на внешний мир. Вопрос лишь в том, на которую часть его.
Сейчас каждый из собравшихся в Таиланде предлагал все новые меры по снятию таможенных и прочих торговых барьеров – и в целом можно не сомневаться, что нынешний кризис и вправду ускорит развитие азиатской торговой зоны. (А дальше, в следующем месяце в Сингапуре, состоится заседание более широкой и чисто экономической тихоокеанской организации – АТЭС – где о том же будут говорить те же участники, плюс США, страны Латинской Америки и Россия). И если кому-то интересно, как именно нынешний кризис изменил мир, еще больше увеличив в нем влияние стран Азии, то на саммитовом отрезке от Бангкока до Сингапура это видно очень хорошо.
А лучше – не только наблюдать за процессом, а еще и участвовать в нем к своей выгоде. Аналогичные России по статусу партнеры АСЕАН занимались этим в Таиланде довольно активно. Япония, представленная новым премьером Юкио Хатоямой, выдвинула свою версию «Восточноазиатского сообщества» и объявила, что проведет в Токио саммит со странами бассейна Меконга. Последнее интересно потому, что Камбоджа, Лаос, Вьетнам, Таиланд и Бирма в последнее время подпадают скорее под влияние Китая. Китай, впрочем, воевать с Японией из-за Меконга не пытался, зато продвигал свой план дальнейшего сближения с АСЕАН. В общем, примерно такие вещи на этих саммитах и происходят, а еще - множество споров чисто местного значения которых и в этот раз их тоже было немало.
Теперь - вопрос: в чем отличие России от прочих тихоокеанских стран, почему другие ведут всю эту незаметную, неэффектную политику в регионе без приключений, а Москва учинила эту бесполезную паузу в пять лет, ничего особенного ею не добившись (хотя немного и потеряв)?
Отличий вообще-то много. И склонность выстраивать немалую часть внешней политики вдоль газопроводов (которые тянуть через весь Китай в Юго-Восточную Азию – как-то далековато). И плохо сформировавшийся деловой класс, у которого, как и у чиновничества, возникло много иллюзий насчет принадлежности России к европейской цивилизации – как раз когда на ведущие позиции в мире стали выдвигаться совсем другие цивилизации. И тот простой факт, что рыночная экономика вообще в России начала формироваться весьма поздно, даже Китай тут на десять лет впереди нас.
Юго-Восточная Азия, так же как и Латинская Америка – это вообще-то такой тест на зрелость для действительно глобальной внешней политики России, точнее – ее внешней экономики. Той экономики и политики, которые – помимо газа и нефти, конечно. И это будет заметно, когда российская делегация во главе с президентом появится на следующем саммите – в Ханое, будем надеяться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции