Об итогах 11-й Российской агропромышленной выставки «Золотая осень-2009», а также перспективах и планах Концерна «Тракторные заводы» в интервью РИА Новости рассказала вице-президент КТЗ, заместитель председателя Комитета «Союза машиностроителей России» Наталия Партасова.
- Расскажите об образцах техники, которую Концерн «Тракторные заводы» представил на выставке "Золотая осень"?
- На выставке Концерн представил только новые модели или принципиально обновленные модификации самоходной техники и оборудования под новым брендом АГРОМАШ. Это две модели комбайнов – зерноуборочного «Агромаш-4121» и кормоуборочного «Агромаш-10». Комбайны оснащены современными двигателями Sisu, которые с этого года производятся на Владимирском моторо-тракторном заводе в рамках совместного проекта с международной корпорацией AGCO.
Был представлен также колесный трактор «Агромаш-85 ТК» тягового класса 1,4, который способен работать с агрегатами и орудиями, требующими более мощного энергосредства класса 2,0. Это позволяет ему достойно конкурировать с тракторами других производителей.
Кроме того, мы продемонстрировали инновационные разработки навесного и прицепного оборудования с использованием ведущих европейских технологий марки «РусАгроМаш». Это и актуальный при мелиорации бросовых земель измельчитель-мульчировщик «Агромаш МИС 400» с универсальными ножами, и сеялка точного высева «Агромаш СТВП 18/12», в 2-3 раза превышающая по производительности российские аналоги, ряд других агрегатов.
Всего на выставке нами представлено 4 энергосредства и 9 единиц оборудования. В настоящее время «Агромашхолдинг» предлагает тракторы и комбайны 17 базовых серий (всего 111 модификаций), а также около 100 наименований навесного и прицепного оборудования, производимых на предприятиях Концерна.
- Какие новые договоренности принесла Концерну выставка?
- Для компании одним из главных результатов стало начало работ по формированию новой модели работы с дилерами. На выставке были дилеры Агромашхолдинга из почти 50 регионов страны. Деловые переговоры и консультации были проведены с представителями администраций, руководителями хозяйств более чем 60 субъектов РФ.
Достигнуты предварительные договоренности о поставке в 2010 году крупных партий техники и навесного оборудования в Амурскую, Самарскую области, Красноярский край, а также агрохолдингам Орловской и Курской областей и других регионов страны.
- В чем причины перехода Концерна на единый торговый бренд "Агромаш"?
- Для «Агромашхолдинга» переход на новый бренд - это новая форма организации бизнеса. Это не просто новый дизайн и новая торговая марка - это новый стандарт комплексного диалога с рынком. Он предполагает и унификацию торговой марки, результатом которой станет повышение узнаваемости, и расширение номенклатуры, и адресность работы, и единую систему организации работы сервисных центров, и систему подготовки и переподготовки кадров.
Переход на единый бренд влечет за собой и производственно-технологическую унификацию. Уже идет и будет расширяться работа по созданию собственной компонентной базы. В результате снизятся затраты на производство, следовательно, станет дешевле техника, повысится ее ремонтопригодность, а значит, уменьшатся финансовые расходы на ее обслуживание. Единая сервисная компания Концерна – ООО «Сервис промышленных машин», которая занимается организацией обслуживания всей линейки выпускаемой техники, призвана обеспечить ее жизненный цикл.
- В середине сентября концерн (торговая компания «ЧЕТРА - промышленные машины») провел презентацию первого российского харвестера ЧЕТРА. Какие еще новинки для лесозаготовителей готовятся?
- Производство первого российского харвестера ЧЕТРА создается на мощностях Онежского тракторного завода (ОТЗ). Этот первый пример организации производства современной техники для лесозаготовительных работ на территории РФ осуществлен с использованием технологий датской компании Silvatec.
Для того чтобы снизить затраты и конечную стоимость машины, конструкторские и технологические подразделения ведут работу по замене узлов и компонентов на менее дорогостоящие, в том числе и выпускаемые другими предприятиями Концерна, и решают вопрос по освоению производства необходимых компонентов.
В частности, предусмотрена замена двигателя «Мерседес» на Sisu и установка кабины, унифицированной по элементам каркаса, остекления интерьера и экстерьера с кабиной форвардера «КС - 421», которая разработана нашим подразделением в Красноярске, а также изготовление рам и полурам, шарнира и других компонентов. Меры, которые будут предприняты в этом направлении в ближайшие три года, позволят значительно снизить стоимость машин. На эту модель уже получен сертификат соответствия, первые машины уже реализованы в России (Иркутская область и Забайкальский край). Есть заявки на этот и на следующий годы, хотя их количество невелико, несмотря на снижение спроса на лесозаготовительную технику в условиях кризиса в целом.
В планах - начало производства форвардера для сортиментной заготовки древесины на красноярских предприятиях Концерна – Красноярском заводе комбайнов и «Краслесмаше». Этот проект позволит загрузить производство на комбайновом заводе и нейтрализовать негативный эффект сезонности выпуска сельхозтехники.
Кроме того, в рамках государственных контрактов осуществляются работы по созданию двух современных комплексов машин нового поколения для лесозаготовительных работ. «Краслесмаш» работает над комплексом на базе колесного шасси для сортиментной заготовки древесины, в который войдут харвестер, форвардер и лесопогрузчик. А Онежский завод - над комплексом машин на базе универсального гусеничного шасси для хлыстовой заготовки в составе: валочно-пакетирующая машина, сучкорезно-раскряжевочная машина, лесопогрузчик.
Работы по обоим контрактам завершатся в 2012 году. В связи с этим в 2012 году доля новых моделей лесозаготовительной техники Концерна может достичь 88% от общего объема ее производства.
- В начале сентября прошла встреча премьер-министра РФ с руководством Союза машиностроителей России, на которой было обращено внимание на проблемы отрасли, в частности на отсутствие внятной стратегии развития, из-за чего конкурентоспособность предприятий остается невысокой, увеличивается их технологическая отсталость, утеряны многие традиции, в том числе кадровые. Как, с Вашей точки зрения, необходимо решать эти проблемы? Что, в частности, делается для внедрения инновационной продукции в Концерне?
- Решение проблемы инновационного развития каждого предприятия и отрасли в целом требует совместных, скоординированных действий машиностроительных компаний и государства.
Сегодня государство создало условия для прямой и опосредованной поддержки сельхозмашиностроителей, в том числе и реализации инновационных проектов. Предоставлены реально действующие инструменты – Росагролизинг, Россельхозбанк, механизмы, стимулирующие приобретение техники конечным потребителем.
Это позволяет нам моделировать перспективы развития рынка с/х машиностроения, более корректно определять свою производственную политику.
Вместе с тем, не всегда реализация запущенных механизмов позволяет добиться желаемых результатов. Например, принятое решение по субсидированию процентной ставки по кредитам, полученным на техническое перевооружение машиностроительных предприятий, сегодня, к сожалению, для сельхозмашиностроителей не работает.
Точно так же создает серьезные трудности нежелание ряда банков идти навстречу по вопросам перекредитования и реструктуризации имеющейся задолженности. Тем не менее, несмотря на это, Концерн продолжает работу по проектам с высокой степенью готовности, направленным на техперевооружение и создание новых видов продукции.
- Согласно последним сообщениям, итальянская Same Deutz-Fahr запускает завод по выпуску тракторов и комбайнов в Московской области, американский концерн AGCO рассчитывает создать СП по производству сельскохозяйственной техники на мощностях ОАО "НефАЗ" с правительством Башкирии. Как Вы относитесь к появлению таких конкурентов на российском рынке?
- Промышленная сборка привносит в страну более совершенные технологии и передовой опыт, и мы ни в коем случае не против зарубежных компаний. Проблема в другом - инвестируя сегодня в российское производство, мы должны понимать, что эти предприятия будут работать по тем же правилам, что и российские – особенно в части, касающейся социальной ответственности бизнеса.
Западные компании приходят с готовым производственно-технологическим циклом, причем в действительности он минимален – это, как правило, отверточная сборка, не предполагающая больших инвестиционных затрат на организацию производства. Они приходят с разнообразным модельным рядом техники, и им не нужно вкладывать средства и тратить время на НИОКР.
Поэтому, если мы говорим о цивилизованной «промышленной сборке» в России, то мы призываем к установлению жесткого контроля со стороны государства для координации данного процесса в соответствии с интересами национальной промышленной политики. Преференции и льготы, на которые претендуют иностранные компании, подпадая под определение «промышленной сборки» (а это значительные государственные средства), должны предоставляться в соответствии с подписанными соглашениями, предусматривающими достижение уровня локализации не менее 40-50% и жесткие сроки освоения производства основных компонентов на территории РФ.
- Каковы результаты экспансии КТЗ на внешние рынки, в частности, в Нигерии?
- Продвижение продукции Концерна на внешних рынках происходит по разным направлениям. Это и поставка техники и запасных частей, и обучение специалистов, и создание производств.
В 2009 г. поставки сельскохозяйственной техники осуществлялись в 11 стран, в основном, в государства СНГ и страны ближнего зарубежья. Наиболее крупные партии сельхозтехники отправлены в Монголию, Казахстан, Кыргызстан. Кроме того, на территории ряда стран – Украины, Казахстана, Кыргызстана – действуют сборочные производства Концерна.
География продаж промышленной и дорожно-строительной техники, ее сервисного обслуживания значительно шире - это 22 государства, от Австралии до Италии, Польши и Египта.
Если говорить о стратегических перспективах в целом, то мы планируем к 2012 году значительно увеличить объем экспорта за счет расширения номенклатуры поставок, организации сборочных производств и создания сервисных центров.
Теперь о Нигерии. Сегодня это одно из самых динамично развивающихся государств к югу от Сахары. Это самая большая – по численности населения - страна Африки, обладающая самыми крупными запасами нефти на континенте. В последние годы, помимо развития нефтедобывающей промышленности, правительство Нигерии уделяет особое внимание реализации совместных международных проектов по созданию дорожной, промышленной инфраструктуры, развитию горно-обогатительной отрасли, сельского хозяйства. С учетом данного фактора, а также выхода на качественно новый уровень сотрудничества между Россией и Нигерией был создан Деловой совет Россия-Нигерия, председателем которого избран первый вице-президент Концерна «Тракторные заводы» Альберт Баков.
Понимая специфику организации сельского хозяйства в стране (это, в основном, фермеры), учитывая уровень подготовки технических кадров, нигерийские власти хотят обеспечить свой аграрный сектор небольшой и простой в эксплуатации техникой. Техника, которую выпускают предприятия Концерна, по своим качественным и эксплуатационным характеристикам отвечает этим требованиям. К настоящему моменту подписана договоренность о создании в Нигерии опорного сервисного центра и сети технических станций по обслуживанию техники Концерна и прорабатывается проект организации сборочного производства сельхозтехники.
Развитие инфраструктурных проектов в этой стране предоставляет широкие возможности для продвижения дорожно-строительной техники Концерна. В рамках первого контракта в Нигерию уже направлено около двух десятков единиц бульдозеров, погрузчиков, ремонтных машин.
Уверена, что выбранная комплексная стратегия продвижения продукции Концерна, реализуемая в Нигерии, создаст возможность для закрепления и последующего увеличения присутствия российского машиностроительного комплекса на перспективных рынках Центральной и Юго-западной Африки.