Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Начало крупнейшего мирового экономический кризиса 1929-1933 годов, или, как его принято называть в США, Великой депрессии, принято отсчитывать от биржевого краха в Соединенных Штатах, разразившегося 24 октября 1929 года. Ровно 80 лет назад. Характерно, что и началом нынешнего кризиса принято считать схлопывание 15 сентября 2008 года «мыльных пузырей» на американских биржах вслед за банкротством одного из крупнейших мировых банков Lehman Brothers.
Между Великой депрессией и кризисом, переживаемым сейчас, действительно, можно найти много общего. Порой это, возможно, просто любопытные совпадения. В то же время надо признать, что именно в период Великой депрессии впервые были выработаны механизмы выхода из столь комплексного кризиса, которые сейчас с переменным успехом пытаются применять ведущие мировые правительства.
1920-е: как хорошо все начиналось и как плохо закончилось
В 1920-е годы экономики ведущих стран мира восстановились после Первой мировой войны, вступив в период стабилизации. В конце 1928 года в США состоялись очередные президентские выборы. Они проходили под лозунгами «процветания» и «исключительности» американской экономики. Победу на них одержал республиканец Герберт Гувер, который смог внушить американцам, что продолжит проводить политику, принесшую процветание.
Став президентом, Гувер выдвинул программу «уничтожения нищеты». В 1929 году по заданию Белого дома группа экономистов опубликовала исследование о состоянии американской экономики, в котором пришла к выводу: «Наше положение благоприятно, быстрота нашего движения изумительна». Но президентство Гувера совпало с самым крупным в истории мировым экономическим кризисом, отличавшимся от всех предыдущих и последующих глубиной, продолжительностью и универсальностью.
В октябре 1929 года на Нью-йоркской фондовой бирже произошло стремительное обрушение котировок акций. Началась их паническая распродажа. Вслед за этим стали закрываться фабрики и заводы, появилась массовая безработица, экономическая жизнь в США оказалась в полном расстройстве. Всего за период с 1929 по 1932 годы «лопнул» 5761 банк с общей суммой вкладов $5 млрд. За это время промышленное производство в США рухнуло на 46% по сравнению с 1929 годом – до уровня 1905-1906 годов. Выпуск автомобилей упал на 80%.
Промышленный кризис переплелся с аграрным. За 4 года кризиса более чем на 30% сократилось потребление хлопка. На 82% снизился вывоз пшеницы. Цены на сельскохозпродукты упали в 3-4 раза по сравнению с 1929 годом.
В условиях, когда спрос со стороны населения и инвестиции со стороны предпринимателей упали, администрация Гувера попыталась взять на себя функции госинвестора, а также простимулировать спрос на продукцию фермеров. Власти США предложили вложить $8 млрд в капитальное строительство, еще $3 млрд обещали инвестировать в свои предприятия владельцы промышленных и железнодорожных монополий. Были созданы Реконструктивная финансовая корпорация и Федеральное фермерское бюро.
Последнее закупало сельскохозяйственные продукты с целью повысить цены на них и дать стимул фермерам. Однако в конце концов выбросило эти продукты на рынок, что привело к еще большему падению цен на них.
Реконструктивная финансовая корпорация, имевшая в своем распоряжении $3,8 млрд, выдавала кредиты промышленникам и банкирам, пытаясь оживить таким образом банковский сектор и производство. Но и эти меры не дали результата.
Кроме того, правительство США повысило ввозные пошлины на импортные товары. Всего же 76 стран мира во время Великой депрессии ввели или увеличили таможенные барьеры. В результате объем международной торговли упал на 2/3. Разрыв мирохозяйственных связей сделал выход из экономического кризиса 1929-1933 годов еще более медленным и трудным.
«Новый курс» («New Deal»)
Программа Гувера оказалась неудачной попыткой стимулирующих мер правительства, имевших целью вывести экономику из кризиса. Неудивительно, что на следующих выборах президента США в ноябре 1932 года победу одержал демократ Франклин Рузвельт, который выступил с программой «нового курса». Избирателям он обещал простые вещи: работу безработным, повышение цен на сельскохозяйственные товары и финансовую помощь фермерам.
Но в действительности Рузвельт осознавал, что капитализм вступил в новую эру и перед ним стоят задачи, которые до него не приходилось решать никому. В 1920-е годы произошел крах свободной торговли, и эти годы можно назвать «заповедником монополий». Кризис 1929-1933 года оказался столь глубоким в силу того, что монополисты не снижали цены на свою продукцию и автоматического выхода из спада, как в прежние циклические кризисы, не происходило. Великая депрессия оказалась не только циклическим, но и структурным экономическим кризисом.
Выйти из него можно было двумя способами: либо раздробить монополии, что не представлялось возможным; либо подчинить монополии более могучей силе – государству. Рузвельт выбрал второй вариант и с марта 1933 года провел ряд молниеносных реформ, получивших общее название «новый курс» («New Deal»).
Во-первых, он расчистил финансовую систему, объявив мораторий на работу всей банковской системы страны: надо было отделить жизнеспособные банки от нежизнеспособных. Через 2 недели из 25 000 действовавших в стране банков вновь открылись только 10 000.
В июне 1933 года Рузвельт добился принятия закона об оздоровлении национальной промышленности. Так как сами монополии не могли найти выход из кризиса, в соответствии с этим законом на основе «кодексов честной конкуренции» стало проводиться принудительное распределение рынков сбыта и установление минимальных цен на продукцию.
Закон предусматривал право на создание профсоюзов, заключение трехсторонних договоров между государством, предпринимателями и профсоюзами. Эти соглашения оговаривали размер зарплаты и продолжительность рабочего дня. Поэтому «New Deal» на самом деле означает «новую сделку» между правительством, бизнесом и рабочими.
Вообще, социальное регулирование начало развиваться в США только в условиях «New Deal». Уже после Великой депрессии в 1935 году был принят закон Вагнера, запрещающий преследование рабочих за участие в профсоюзах и стачках. В том же году был принят закон о социальном страховании.
В годы Великой депрессии и после нее Рузвельт выделил $12 млрд на так называемые общественные, а в действительности государственные работы для безработных. В результате были построены крупные шоссейные дороги, мосты и прочая инфраструктура. Таким образом, государство заменило в качестве инвестора частный капитал, находившийся в кризисе, и создало платежеспособный спрос со стороны наименее обеспеченных граждан (в начале 1933 года армия полностью безработных в США составляла 17 млн.)
С кризисом в сельском хозяйстве Рузвельт боролся весьма специфическим для того времени образом. Фермерам выдавались субсидии, но не на увеличение, а на сокращение производства.
Таким образом, политика «New Deal» представляла собой сочетание как экономических, так административных рычагов. При этом административные рычаги использовались, чтобы запустить экономические механизмы: подправить старые и заставить заработать новые.
Несколько теоретических выводов
Нынешний мировой кризис отдаленно напоминает Великую депрессию своей универсальностью: кризис начался с коллапса финансовой системы, им оказались охвачены все ведущие страны мира и большинство отраслей экономики. Поэтому естественна мысль о возможности применить рецепты «New Deal».
Но надо понимать, что многие рецепты «New Deal» постоянно применялись после Великой депрессии и в течение десятилетий оказывали позитивное воздействие на развитие капиталистической экономики. Среди них: обуздание монополий, которые в развитых странах мира уже никогда не были так всевластны, как в 1920-е годы; внимание к социальной сфере; признание профсоюзов и работа с ними; субсидирование сельского хозяйства в богатых странах с целью ограничения производства.
Общественные (государственные) работы во многих развитых странах мира были со временем замещены государственными заказами частному сектору, в том числе военно-промышленному комплексу.
Все вышеперечисленные механизмы помогали капитализму развиваться в течение десятилетий, но они не смогли предотвратить кризиса, разразившегося в 2008 году.
Очевидно, что действенными лекарствами против нынешнего кризиса, взятыми из 1930-х, могут стать правильные вливания государственных средств в экономику, а именно – направленные на стимулирование платежеспособного спроса и эффективные госинвестиции.
К этим мерам уже с самого начала последнего кризиса прибегают и в США, и в Европе, и в России. Правда, с различной степенью успеха. У администрации американского президента-демократа Барака Обамы денежные вливания в экономику в размере почти $800 млрд принесли пока наибольший успех. Видимо, сказывается опыт «New Deal» 1930-х годов.
Правительства США и Европы сейчас вспомнили и о политике «дешевых денег», т.е. низких процентных ставок по кредитам, чтобы стимулировать промышленность. Подобную политику в течение всех 1930-х годов проводила Великобритания. Но подобная политика возможна в странах с низкой инфляцией, российские же власти – из-за постоянно растущих цен – к ней пока только стремятся.
Кроме того, ясно, что на расчистку всего мирового финансового сектора на этот раз придется потратить намного больше усилий. В 1930-е годы ведущим странам мира удалось это сделать за счет отказа от «золотого стандарта» валют, которого уже давным-давно не существует. Сейчас же предстоит выработать новые принципы мировой финансовой архитектуры.
В то же время совершенно ясно, что в ходе нынешнего кризиса многие правительства, включая американское, повторяют ошибки прошлого. Например, прибегают к протекционистским мерам во внешней торговле, затягивающим выход мировой экономики из кризиса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции