Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров в преддверии своей первой годовщины нахождения у власти распустил кабинет министров и пригласил на должность премьера Алексея Воробьева, секретаря Совбеза республики. О том, как новый глава правительства будет следить за тратой бюджетных средств и как оценивает обстановку в республике, где не прекращаются теракты против должностных лиц и силовиков, он рассказал корреспонденту РИА Новости через два дня после своего назначения.
- Алексей Олегович, как вы отнеслись к тому, что Евкуров предложил вашу кандидатуру на должность премьер-министра республики?
- В целом, для меня это было неожиданное предложение. Отнесся я к нему, безусловно, положительно. Считаю, что смогу проявить себя и оправдать доверие, оказанное президентом и парламентом. Поэтому, безусловно, положительно.
- Когда планируете сформировать кабинет министров?
- Этот вопрос - в плоскости решений президента республики. Мне дан ряд поручений, связанных непосредственно с выдвижением кандидатов, мы ведем консультации. Пока окончательного решения по кандидатам президент не принял.
- Какими принципами Евкуров и вы будете руководствоваться при формировании кабинета министров?
- В первую очередь, это должны быть кристально чистые и честные люди, не замешанные в коррупционных скандалах. И это должны быть профессионалы высокого уровня, чтобы не повторять ошибки, совершенные предыдущей командой, которая была с определенной формулировкой отправлена в отставку президентом.
Будем разбираться с лекарствами и сельхозтехникой
- Какие задачи стоят перед вами по восстановлению экономики республики и что предполагаете сделать в первую очередь?
- Хочу разобраться с подготовкой к зиме. Это вопрос номер один, потому что зима не за горами, осталось буквально полтора-два месяца. Второй приоритетный вопрос, который сейчас решается, - это ЖКХ. По вопросам восстановления экономики мы сейчас проводим большое количество встреч, совещаний. Плотно занимаемся вопросами строительства, здравоохранения, обеспечения лекарствами населения республики - в том числе, льготной категории населения. Сейчас я разбираюсь с теми, кто поставляет нам эти лекарства.
- Есть нарушения?
- Вопросы нарушений - это юрисдикция прокуратуры и правоохранительных органов. Я же просто выясняю, кто, как и по каким ценам нам эти лекарства поставляет и как эти выглядит в сравнении с другими регионами страны, Южного федерального округа, нашими соседями. Это, конечно, социальная сфера. Ну, и во главу угла ставятся вопросы, связанные с контролем расходования денег, поступающих в республику из федерального бюджета. Я сейчас провожу встречи и консультации с людьми, чтобы представить себе общую картину.
- Евкуров в числе причин своего решения распустить правительство назвал его неудовлетворительную работу в социально-экономической сфере и АПК. Какие первоочередные меры планируете принять в этих отраслях?
- Выступая на заседании парламента республики, я уже сказал, что для начала мне нужно просто провести мониторинг, скажем, тех активов, которые у нас имеются на текущий момент, в том числе, и в агропромышленном комплексе. Это - техника. Сейчас я дал поручение исполняющему обязанности заместителя председателя правительства Тумгоеву и министру имущественных отношений предоставить мне полный список той техники, которая у нас есть в наличии. То есть, сейчас я хочу узнать, чем мы владеем, чтобы понять, какие инвестиционные проекты нужно реализовывать и какое количество средств из бюджета нужно вливать в ту или иную сферу.
"Большое число чиновников находится под следствием"
- Вы заявили, что, в первую очередь, будете контролировать бюджетные средства. Каков механизм контроля? Планируете ли вы создавать на местах дополнительные структуры, которые должны будут этим заниматься?
- Я не буду создавать никаких дополнительных структур. У меня есть поручение президента республики: в кратчайшие сроки разобраться с этим вопросом. У нас достаточное количество контролирующих структур: это и контрольное управление президента, к которому я в ближайшее время обращусь с рядом предложений; это и министерство финансов, и аппарат правительства… Думаю, мы подойдем к этому вопросу очень серьезно - для того, чтобы обнаружить и разрушить коррупционные механизмы, если таковые имеются.
- У вас, насколько я знаю, имеется опыт в этом деле…
- Ну, по предыдущим должностям и предыдущей сфере деятельности мне знакомы вопросы борьбы с коррупцией, хищениями, поэтому мне с моим определенным опытом будет, возможно, проще, чем моему предшественнику.
- Какие проблемы могут возникнуть при решении этих вопросов?
- Как я вижу роль правительства - это, в первую очередь, повышение благосостояния граждан Ингушетии. Во всех сферах жизни: в социальной, в здравоохранении, чтобы было тепло, газ и свет... А для борьбы с коррупцией у нас есть специальные правоохранительные органы – прокуратура, МВД, ФСБ и другие. Вот пусть они помогают нам в этом деле. Те материалы проверок, которые будут проведены, в том числе и Счетной палатой, мы будем направлять в прокуратуру и другие органы правоохранительной составляющей для принятия решений по существу, в установленном законом порядке.
- Скажите, насколько остро в республике стоит проблема нецелевого расходования бюджетных средств?
- На сегодняшний день, я думаю, та судебная практика, которая есть в республике, показывает, что большое количество чиновников находится под следствием или имеют судимость за прямые хищения. Следственные органы ведут расследование, и материалы будут переданы в суд. Эти вопросы в большей степени относятся к компетенции судов и следственных органов.
Ингушская милиция стала мобильнее
- Алексей Олегович, как вы, занимавший пост секретаря Совета безопасности Ингушетии, сейчас оцениваете оперативную обстановку в республике?
- Оперативную обстановку в республике я оцениваю как стабильную. Президент республики уделяет первостепенное значение взаимодействию всех правоохранительных структур республики. Огромную роль в наведении порядка здесь играет работа Оперативного штаба, УФСБ по республике, МВД, временных оперативных группировок, которые здесь находятся – это прикомандированные сотрудники МВД России - и, безусловно, значительная поддержка со стороны внутренних войск МВД РФ. Сегодня мы видим позитивную динамику: всеми структурами проводится большая работа по нейтрализации членов незаконных вооруженных формирований (НВФ) с участием прокуратуры и следственных органов. Прокуратура держит на контроле законность всех проводимых мероприятий. Я думаю, что милиция республики вышла на абсолютно другой уровень работы. Она стала более мобильной, она стала давать отпор членам НВФ и бандитам. Поэтому если оценивать работу милиции республики, то думаю, что она достаточно серьезно прибавила в эффективности, и это отражается в том, как жители стали к ней относиться.
- И с чем же связано улучшение работы МВД?
- Вы знаете, к сожалению, зачастую так случается, что беда сплачивает людей. Последние террористические акты, которые были направлены против сотрудников МВД республики, в частности, нападение на РОВД города Назрани, не запугали людей, а наоборот – сплотили. Они стали более дерзкими и боевой дух у них сегодня высокий. Работа спецподразделений милиции, криминальной милиции и милиции общественной безопасности, да и той же дорожно-патрульной службы стала на порядок лучше. Милиционеры ведут себя смело, но в установленном законом порядке. Люди это видят. Если раньше некоторые криминальные личности позволяли себе проезжать мимо постов милиции без остановки, то сейчас их задерживают.
Вопросы безопасности - забота каждого жителя
- Будете ли вы и дальше заниматься вопросами безопасности?
- В первую очередь я обязан заниматься вопросами экономической составляющей –сегодня это приоритетная задача правительства. И от того, как мы будем с этим справляться, зависит и ситуация с безопасностью. Здесь все взаимосвязано. У меня хорошие рабочие контакты с руководителями правоохранительных органов – мы проводим совещания, консультации. Я думаю, что вопросы безопасности в республике в целом - забота всех жителей, каждого, в каждом доме, в каждом дворе, в каждом селе, в каждом подъезде. Об этом неоднократно говорил президент республики. Правительство, естественно, всегда будет рядом – ведь обеспечение безопасности населения тоже одна из приоритетных его задач.
- Вы проделали большую работу по борьбе с бандформированиями, не опасаетесь за себя, за свою безопасность?
- Я вам на это отвечу таким образом: мы все люди смертные, все находимся в такой положении, когда неожиданно может произойти любой террористический акт, нападение, непредвиденная ситуация. Есть такое государство - Израиль, где миллиарды долларов тратятся на борьбу с терроризмом. Но и там погибают граждане - и это при той оснащенности, которая у них имеется! Здесь, безусловно, риск есть, но, понимаете, я привык работать и смотреть вперед и, в первую очередь, думать о том, как мне сегодня помогать Ингушетии и что созидать в республике для повышения благосостояния ее жителей. А вопросами своей собственной безопасности я занимаюсь настолько, насколько это, во-первых, находится в рамках закона. Кроме того, у меня хорошая охрана, которая отвечает, в конце концов, за мою безопасность. Поэтому, надеюсь, что никаких вопросов, связанных с моей безопасностью, не возникнет.
- И последний вопрос: как скажется на работе правительства сформированная в октябре система органов местного самоуправления? Усложнит ли это или упростит взаимодействие с муниципалитетами?
- В этом плане, я убежден, мы будем работать цельно и слаженно, а как это будет получаться, я, к сожалению, не могу вам пока сказать - надо посмотреть. Пройдет какое-то время, и можно будет оценить все. Пока какую-то оценку дать не могу из простых соображений: не было прецедентов. Начнем взаимодействовать - и тогда уже будет понятно, как эта схема будет работать, какие в ней позитивные моменты, какие моменты будут требовать проработки или изменения. Я имею в виду саму работу - стиль и методы, а остальное будет налажено в процессе.