Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Вице-президент США Джозеф Байден завершил 23 октября в Праге свое восточноевропейское турне, побывав в Польше, Румынии и Чехии. Перед поездкой и на каждой остановке пресс-аппарат Байдена так усиленно опровергал тезис о том, что Байден едет успокаивать Варшаву и Прагу, у которых Обама «отобрал» новую европейскую систему ПРО Буша, что после нее в этом уже ни у кого не осталось сомнений. Визиты прошли почти ровно через месяц после того, как Обама объявил, что конфигурация системы ПРО в Польше и Чехии коренным образом видоизменяется.
Румыния, собственно, вплелась сюда больше как фон, поскольку без нее визиты в одни лишь Прагу и Варшаву выглядели бы и впрямь некрасиво.
Чувства Варшавы и Праги – по крайней мере некоторых людей там – понятны: нам наобещали, мы согласились, столько перетерпели, столько сил положили, а теперь вот… Кому ж такое понравится. Польше Буш обещал выделить 20 млн долларов на модернизацию вооруженных сил. Теперь этого не будет. Полякам, правда, вместо этого дадут американские батареи противоракет «Патриот», которые развернутся на все той же базе в Реджиково в северной Польше, где ранее предполагалось установить 10 баллистических ракет-перехватчиков. Плюс там будут расположены американские гарнизоны. А это означает плату за аренду территорий, обслуживание и пр. Не десятки миллионов, но все же сотни тысяч. Польский премьер и президент уже согласились на общие условия нового соглашения, которое пока еще дорабатывается.
С Прагой дела обстоят куда сложнее.
Байден встретился с президентом Вацлавом Клаусом и премьером Яном Фишером. Премьера Марека Тополанека, который и подписывал с Кондолизой Райс соглашения о строительстве неподалеку от Праги американских радаров ПРО уже нет в кресле. Парламент в марте выразил ему вотум недоверия. Новое правительство Яна Фишера в Чехии прямо называют «временным». У него нет в парламенте поддержки, достаточной для заключения каких бы то ни было стратегических соглашений с США. В мае следующего года в стране должны пройти всеобщие выборы.
Тополанеку же все последние «упражнения» Обамы с системой ПРО Буша обидны вдвойне. Его правительство согласилось на американские радары, вопреки протестам подавляющего большинства населения Чехии. И оппозиции. Теперь получается, что оно принимало на себя все политические муки в парламенте и в стране совершенно напрасно. Не будь этого, то, может, Тополанек «недоверия» и не получил бы.
Тополанек даже специально обнародовал 23 октября, к визиту американского вице-президента, специальное заявление, в котором объявил, что «Байден должен ясно разъяснить причины, которые стоят за решением Обамы не строить радар в Чешской республике». Это решение, добавил он, «поднимает вопрос о том, не отступают ли США из региона в обмен на улучшение отношений с Россией».
Между прочим, официальные Варшава и Прага, откровенно включая в противоракетный баланс Россию, всегда здорово нервировали администрацию Буша. Она на протяжении всей саги с ПРО заверяла Москву в том, что система к ней не имеет ни малейшего отношения. Все это - против непредсказуемых людей в Тегеране. А в Польше и Чехии разъясняли, что им ПРО требуется как раз как защита от «неоимпериалистических устремлений России».
Во всех столицах Байден разъяснил, что США вовсе не отказываются от оборонных уз (по линии НАТО и двусторонних) и крепкой дружбы со всеми тремя странами, а просто решили, что угроза со стороны Ирана кроется в его ракетах малой и средней дальности, а не в баллистических. Что, собственно (в плане уз и дружбы), есть чистая правда. Ни от кого США не отказываются. Просто теперь, похоже, действительно выводится новый политический баланс, в котором интересы России будут учитываться более, чем это было при администрации Буша. Это вовсе не означает «новой любви» с Москвой. Это просто означает возврат к соблюдению элементарных геополитических приличий.
В ЕС и НАТО, членами которых являются и Польша, и Чехия, и Румыния, все их «беды» с ПРО восприняты не без откровенного злорадства. Берлин и Париж уже давно раздражали игры Варшавы в ПРО с Вашингтоном в одиночку. В комментариях французских и немецких газет даже проскакивало нехорошее словечко «выклянчивают деньги» в обмен на площади под ракетные застройки. Что касается Чехии, то в Брюсселе на нее последние месяцы смотрят со все более нескрываемым недоумением: причина в том, что президент Вацлав Клаус до сих пор отказывается поставить подпись под Лиссабонским договором о реформе ЕС. Это тормозит все начало «новой жизни» ЕС.
Судя по последним поездкам 64-летнего Джозефа Байдена (он до этого уже бывал в Тбилиси, «успокаивал» Саакашвили, был и на Балканах), он теперь играет роль некоей «валерианы для нервных». Посылать на такие деликатные дела госсекретаря кажется неразумным. Во-первых, она – официальный голос Вашингтона и не может позволить себе «отклоняться от линии». А, во-вторых, Хиллари Клинтон по складу характера (он у нее жесткий и агрессивный) для таких психотерапевтических процедур никак не пригодна.
Джозеф Байден – совсем иное дело. Он распространяет вокруг себя аромат американской непосредственности и видимого альтруизма. Бывшего председателя сенатского комитета по иностранным делам почти в унисон называли до выборов ведущим экспертом демократов по внешней политике, «внешнеполитическим гуру». Здесь надо сказать, что понятие «внешнеполитическая экспертиза» в Америке имеет несколько иное значение, чем в Европе. По большей части такая «экспертиза» означает, что ее обладатель в состоянии отличать друг от друга не только европейские страны, но знает и другие регионы мира, может произнести их названия и более или менее разбирается в общей сути глобальных мировых тенденций и региональных проблем. Не более. Никакого экзамена в Европе на внешнеполитическую экспертизу американцы обычно выдержать не могут. Кстати сказать, в госдепартаменте США известие о вице-президентстве Байдена и том, что он намерен «курировать» внешнюю политику, вовсе не вызвало бури энтузиазма, поскольку во внешнеполитическом ведомстве, с которым приходилось по долгу службы работать Байдену, прекрасно понимают, что у внешней политики должен быть один руководитель – госсекретарь. Дублирование функций еще никогда ни к чему хорошему не приводило.
Внешнеполитическое кредо Джозефа Байдена считают в США «либеральным интервенционизмом». Назвать стройными внешнеполитические взгляды сенатора очень сложно. В принципе иногда было даже сложно выяснить, в чем, собственно, кроме деталей или сроков осуществления, его позиция во внешней политике отличается от позиции администрации Буша.
Но вот уж «уговорить» кого угодно на что угодно Байден – большой мастер. Даже слишком «искусный». Любое выступление Джозефа Байдена, где бы то ни было - это всегда головная боль и загадка для сотрудников его аппарата. Было бы совсем не страшно, если бы сенатор любил поговорить. Но он любит это делать так обстоятельно и подробно, что еще в конгрессе его прозвали «человек без фильтра», или «неуправляемая ракета». В состояние особого нервного напряжения его коллеги и помощники впадают, если сенатор предваряет свою речь словами: «я буду краток». Это обычно означает, что он будет двигаться к сути выступления из таких далей, что может и забыть, о чем, собственно, он ведет речь. Такое с Байденом не раз случалось. Он иногда так заговаривался, что, начав отстаивать одну идею в начале речи, к ее концу уже становился сторонником совершенно противоположной.
«Джо не представляет, что именно он думает, до тех пор, пока не скажет этого вслух», заметил по поводу Байдена американский исследователь Ричард Крамер, который проводил анализ психического состояния кандидатов в президенты еще на выборах 1988-го года. Байден тогда пытался выдвинуться кандидатом от демократов, но проиграл.
Но есть ситуации, когда в Вашингтоне раздается команда «выпускайте Байдена» - например, когда надо бальзамировать раны раздраженных союзников. Сразу после Праги США разъяснят новую позиция США по европейской ПРО на специальном совещании министров обороны НАТО в чешской Братиславе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции