Виктор ЛИТОВКИН, «НВО» - специально для РИА Новости.
Пакет документов о присоединении Белоруссии к соглашению о Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР) Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) фельдъегерь доставил на столичную улицу Варварка, в секретариат организации, 20 октября в день 60-летнего юбилея Генерального секретаря ОДКБ. Но это событие не было подарком лично Николаю Бордюже. Вышеназванные документы Александр Лукашенко, как оказалось, подписал еще 15 октября, накануне начала заключительного этапа учения КСОР «Взаимодействие-2009», что проходили на казахстанском полигоне «Матыбулак». Но на следующее утро сам на эти маневры, где присутствовали его коллеги - главы Армении, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана - не прилетел.
Если исходить не из политических, а чисто юридических оснований, то он имел на это вполне обоснованное право. Белорусские воинские подразделения участия в учениях Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ не принимали, и их Верховный главнокомандующий по этой причине мог оставаться дома, заниматься другими, не менее важными государственными делами. Не присутствовал на маневрах «Взаимодействие-2009» и президент Узбекистана Ислам Каримов. Но, в отличие от Александра Лукашенко, совсем по другой причине. Его страна, что тоже входит в ОДКБ, как и перечисленные ранее другие государства Содружества, соглашение по КСОР вообще не подписывала и пока не собирается этого делать. Присутствовать на командирской вышке в «Матыбулаке», наблюдать за действиями войск, где нет ни одного узбекского солдата и офицера, главе Узбекистана, видимо, было тоже не с руки.
Эта ситуация, свидетельствующая о серьезных внутренних разногласиях среди союзников по военной организации Содружества Независимых Государств (а ОДКБ, по сути, такой организацией и является), ставит иногда под сомнение готовность лидеров этого союза действовать по принципу: один – за всех, все – за одного, без которого не может существовать ни один военный альянс. В том числе и ближайший западный аналог ОДКБ – НАТО. Возникает естественный вопрос: если между партнерами нет согласия в обычное мирное время, то, что будет происходить в таком случае во время какого-либо вооруженного конфликта, с которым может столкнуться один или несколько участников ОДКБ? Могут ли они рассчитывать на безоговорочную поддержку союзников? А если нет, то зачем им такой военный союз?
В самой Организации Договора о коллективной безопасности не склонны драматизировать подобную ситуацию. Противоречия, несогласованность между действиями союзников и даже какие-то обиды какого-то из лидеров одной страны на лидера другой (как это было, например, во время «молочного конфликта» между Белоруссией и Россией) там предпочитают не комментировать, а в неформальных беседах называют их «болезнями роста». ОДКБ, говорят там, всего шесть лет. По людским меркам - это возраст дошкольника. И сравнивать с НАТО, которому уже чуть больше шестидесяти, то есть, по европейским нормам, с предпенсионными годами, шестилетку не совсем корректно. В Североатлантическом альянсе уже сложились определенные традиции. В том числе и принципы корпоративной дисциплины. Пусть не для всех, но для абсолютного большинства. У нас они только зарождаются. Все хотят быть одинаково равными, хотя экономический и военный потенциал союзников, не говоря уже о геополитическом весе, несоизмерим. Тем не менее, с этим приходится и надо считаться. Соответственно и поступать.
И в ОДКБ ведут спокойную и последовательную работу по согласованию различных позиций, по преодолению разногласий и нахождению тех точек соприкосновения, которые устраивают и «больших братьев», и «братьев поменьше». Говоря о тех же Коллективных силах оперативного реагирования, не все страны-союзники могут выделить в их состав одинаковое количество войск, но этого и не требуется. Важно, чтобы их было столько, сколько позволит быстро решить внезапно возникающие боевые задачи. И прошедшие учения «Взаимодействие-2009», хотя в них приняли участие далеко не все члены Организации, это доказали. КСОР проявили себя, как вполне работоспособный боевой потенциал ОДКБ.
Создается и единое пространство противовоздушной обороны. Оно складывается тоже не просто. Все силы ПВО семи стран ОДКБ объединить пока не получается, - стали налаживать систему по направлениям. Восточноевропейское (создана единая система ПВО Белоруссии и России), Кавказское (Армения и Россия), Центральноазиатское (Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан). Здесь тоже не все еще гладко. Например, при действующей уже несколько лет Единой системе ПВО Белоруссии и России никак не удается согласовать кандидатуру командующего этой системы и место расположения Центрального командного пункта (ЦКП). Все документы по этому вопросу находятся в Минске, но там их почему-то пока никак не подпишут. Почему? Догадаться не трудно. Надо делегировать право принимать решение в острый момент представителю другого государства. Или, другими словами, поступиться толикой суверенитета. А это для молодых государств – очень чувствительный момент.
Тем не менее, работа по сплочению союзников продолжается. Еще одним направлением в ней является поставка оружия и боевой техники по ценам предприятия. А также - обучение будущих офицеров и переподготовка действующих в военных вузах союзников за счет принимающей стороны. Создание миротворческих сил ОДКБ, готовых разъединять враждующих, как на постсоветской территории, так и за ее пределами, под флагом ООН и по решению Совета безопасности ООН.
Кстати, Организация Договора о коллективной безопасности с согласия и одобрения всех своих участников направила в Нью-Йорк, в секретариат Организации Объединенных Наций заявку, в которой предложила ООН свои услуги по борьбе с международным терроризмом, распространением наркотиков, незаконной миграцией и прочими вызовами безопасности, стоящими перед мировым сообществом. В том числе и в качестве миротворцев. Ответа на это предложение пока еще нет. Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа сказал мне, что на это требуется время, хотя он лично не сомневается, что ООН примет их предложение. Как в прошлом, 2008 году она приняла аналогичное предложение НАТО.
Правда, для того, чтобы такая работа под флагом ООН была успешной, ОДКБ необходимо поскорее преодолеть те самые болезни роста – неумеренные амбиции отдельных государственных лидеров, которые иногда ставят свои личные обиды выше интересов общего дела. Им надо быть последовательными в проведении своей внешней политики, координировать ее со своими союзниками, уважая мнение других партнеров и не поступаясь собственными принципами - все же стремиться к консенсусу по самым острым вопросам, затрагивающим проблемы общей и региональной безопасности. Пока этого, к сожалению, не наблюдается. Даже несмотря на громкие заявления лидеров стран ОДКБ. Особенно после успешно проведенных военных маневров.
В тот день, когда президент Лукашенко прислал в Москву пакет документов о присоединении его страны к Коллективным силам оперативного реагирования, на Арбатской площади столицы прошла объединенная коллегия Минобороны России и Белоруссии, где две стороны согласовали свои общие планы на ближайшую перспективу. В том числе обсудили и заявку Минска на поставку ему новой боевой техники по льготным, внутрироссийским ценам.
Будет выглядеть странно, если свои союзнически обязательства отдельные государства станут и дальше рассматривать только как собственную выгоду по отдельным направлениям сотрудничества. А не как еще и обязанность соблюдать корпоративные интересы Организации. Как это делают, к примеру, партнеры по НАТО.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции