Российские школы переходят на новую систему оплату труда (НСОТ): 31 регион внедрил у себя методику, рекомендованную Министерством образования и науки в рамках комплексного проекта модернизации образования (КПМО). Это нововведение привело к росту зарплат, считает директор Института образования Государственного университета Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ирина Абанкина.
- Ирина Всеволодовна, как изменилась зарплата учителей в результате введения новой системы оплаты труда, рекомендованной министерством?
- Во всех регионах – участниках эксперимента произошло заметное повышение зарплаты: минимальное в Кабардино-Балкарии, в среднем на 67%, максимальное в Московской области – на 220%. Если прежде, в 2006 году, до начала реализации проекта, средняя зарплата учителей составляла 4-6 тысяч рублей, то в 2008 году она составила в среднем по регионам-участникам КПМО 12,5 рублей. Но есть регионы, где средняя зарплата учителей составляет 18 и 25 тысяч рублей. Максимальные суммы получают 5-10% учителей, 60 % их получают средние суммы, остальные – ниже. Часть регионов, например, Московская и Белгородская области, Краснодарский край, имели возможность делать серьезные вливания в сферу образования, там зарплаты выросли довольно сильно. В других регионах - Мордовии, Чувашии, Новгородской области - повышение произошло за счет внутренних резервов, эффективности использования средств и оптимизации численности работников путем перевода на неполную занятость. Оптимизацию численности работников провела и Новосибирская область, в том числе сокращения персонала.
- Как рассчитывается зарплата учителя в соответствии с «министерской методикой»?
- Зарплата делится на две части – базовую и стимулирующую. В базовую входит оплата всех видов деятельности учителя: урочной и внеурочной нагрузки, компенсационных выплат за вредность (преподавателям химии, информатики и технологии), надбавки за звания. Стимулирующая часть зависит от достижений учащихся и качества работы педагога, которые оцениваются с участием общественности. При школе формируются управляющие советы, наделенные полномочиями оценивать деятельность педагогов. Они присуждают учителям те или иные баллы, на основании которых директор распределяет стимулирующие выплаты. Была проведена большая организационная работа, чтобы этот механизм сложился. Учителя у нас не привыкли к внешней оценке, и такая практика вызвала их неодобрение, однако все понимают: о мастерстве учителя следует судить по результатам его учащихся.
- Насколько мне известно, много критики высказывается в связи с тем, что зарплата стала зависеть от количества детей в классе…
- Да. Оплата урочной деятельности, а это примерно треть зарплаты, зависит от того, сколько детей обучает педагог. Из-за демографической ситуации количество их уменьшается, но число школ сокращается медленнее. Однако мы, эксперты, предложили учитывать ступени школы. Меньшее количество учеников может компенсироваться более высоким уровнем сложности преподавания предмета на старшей ступени. Большинство регионов ввели и коэффициент сложности, повышающий оплату труда учителей таких предметов, как русский, иностранный, национальный языки, математика, физика, информатика - они требуют серьезной подготовки к урокам и предполагают значительный объем проверки письменных работ. И не во всех «проектных» регионах зарплата учителя зависит от количества детей в классе – например, в Чувашии в малокомплектной школе ее базовая часть рассчитывается исходя из минимального оклада, он устанавливается кабинетом министров в зависимости от прожиточного минимума.
- А каким образом распределяются премии для сотрудников администрации школы?
- Стимулирование руководителей – прерогатива учредителя, то есть муниципалитета. Именно они должны распределять премии и надбавки директорам и их заместителям. Стимулирование руководителями самих себя недопустимо. То, что в ряде регионов, в том числе и в Московской области, муниципалитеты передали стимулирующие фонды целиком школьным руководителям, было ошибкой.
- Если говорить об итогах введения НСОТ в рамках проектов по модернизации образования, оправдала ли себя модельная методика?
- Безусловно. Ведь зарплата учителей серьезно повысилась. Во многих регионах размеры фонда оплаты труда были закреплены на уровне нормативных правовых актов – в условиях кризиса это стало важной защитительной мерой. Введение НСОТ способствовало оптимизации школьной сети и штатного расписания. Но не все цели достигнуты. В школах по-прежнему много пенсионеров. Молодежь приходит, но это единицы. Нам не удалось добиться того, чтобы стимулирующая часть зарплаты составила 30%, как планировалось: возможности регионов сильно подорвало повышение МРОТа до 4, 330 тысячи рублей. Раньше уборщицы получали 2 – 3 тысячи рублей и даже меньше, а теперь, чтобы «дотянуть» их зарплату до 4,33 тысячи рублей, приходится сокращать расходы на премии учителям.
- Проект завершается. Что дальше?
- Наработки КПМО, в том числе по системе оплаты труда, будут вводиться в остальных регионах. Новые экономические механизмы – составная часть президентской инициативы «Наша новая школа», все финансовые модели предполагают вариативность. Это относится и к НСОТ, и к нормативно-подушевому финансированию (НПФ).В Якутии, например, расчет норматива финансирования привязали к численности населенного пункта. Конечно, регионам, которые сейчас будут внедрять НСОТ и НПФ, придется тяжело: все предстоит делать в условиях кризиса.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости