МОСКВА, 22 окт - РИА Новости. Рабочая группа по подготовке ко второму чтению законопроекта о торговле предлагает отложить до 2011 года начало действия нормы, запрещающей развитие торговым сетям с долей в 25% на местном рынке, при этом предлагается изъять указание на порог суммарного товарооборота в один миллиард рублей.
В тексте законопроекта предлагается норма, ограничивающая действия по приобретению новых торговых объектов, порог доминирования оставлен на уровне 25% от общего объема реализованных продовольственных товаров, сообщил руководитель рабочей группы по подготовке проекта закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", зампред комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Андрея Голушко.
Данное ограничение будет касаться как торговых сетей, так и автономных магазинов, уточнил он.
Порог доминирования будет рассчитываться в границах муниципального района и городского округа, а также в границах городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург, сказал Голушко.
Хозяйствующим субъектам, доля которых превышает 25%, будет запрещено как напрямую, так и через аффилированных лиц, арендовать или приобретать дополнительные торговые площади, в том числе путем введения в эксплуатацию новых торговых объектов, отметил парламентарий. Вступление в силу данной статьи предлагается отложить до 1 января 2011 года, сказал он.
Рабочая группа в четверг отчиталась перед думским комитетом по экономической политике о промежуточных итогах работы над законопроектом, обсуждение документа продолжится, на заседании Госдумы его планируется рассмотреть в середине ноября.
ФАС ранее предлагала ввести переходный период на вступление в силу статьи законопроекта о торговле, запрещающей развитие сетям с долей в 25% на местном рынке - до 2014 года рассчитывать ее по субъектам, а позднее - по муниципалитетам. ФАС, которая внесла данную статью в законопроект накануне первого чтения, таким образом, предложила отложить срок ее введения, так как система расчета по субъектам РФ уже есть на сегодняшний день у Росстата, который будет разрабатывать новую методику расчетов для ФАС.
ПОМОЩЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ
Как заявил Голушко в четверг, предлагается, что Правительству РФ предоставляется право устанавливать упрощенный порядок доступа в торговые сети сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной гражданами, ведущими крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, садоводами, огородниками, животноводами.
"Данная поправка это попытка решить вопрос доступа к прилавкам супермаркетов продукции, выращенной и переработанной отечественными фермерами", - отметил Голушко.
Магазинам при этом предлагается резервировать часть торговых площадей и долю ассортимента товаров, произведенных субъектами малого и среднего бизнеса и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сказал он.
Кроме того, Правительству предоставляется право в исключительных случаях устанавливать на срок не более 90 дней предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. По его словам, данная мера может действовать только в том случае, если в течение последних 30 календарных дней на территории какого-либо субъекта или группы субъектов РФ рост розничных цен на товары составил 50% и более.
"Эта поправка сохраняет для сторон свободу договора, гарантированную Гражданским кодексом. Но государство сможет использовать эту норму там, где произошел взлет цен, спровоцированный недобросовестной практикой, стихийным бедствием или другими форс-мажорными обстоятельствами", - считает Голушко. Информацию об основных условиях договора предлагается размещать на сайте в интернете или при отсутствии сайта по запросу, сказал он.
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ РИТЕЙЛЕРАМ
Предусматривается также возможность получения торговой сетью, магазином премии за объем проданных товаров, включенной в цену договора поставки продовольственных товаров, но размер вознаграждения подлежит согласованию сторонами при заключении договора и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Включение в цену других видов вознаграждения не допускается, сказал Голушко.
В законопроекте четко прописаны те случаи, когда товар может продаваться по цене ниже закупочной, сказал парламентарий.
"Ниже цены, указанной в договоре, продавать товары можно в том случае, если истекло более 80% срока годности продовольственного товара, если торговый объект прекращает свою деятельность или его деятельность приостановлена на срок, превышающий срок годности соответствующего товара", - сказал он. При этом это не относится к товарам, продающимся под товарным знаком, право на использование которого, принадлежит самому магазину.
Внесены изменения, касающиеся предельных сроков оплаты за поставленный товар. Продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее десяти дней, подлежат оплате в срок не позднее 14 календарных дней со дня приемки. Если же срок годности превышает десяти дней - оплата должна быть произведена в срок не позднее 45 календарных дней. По словам Голушко, принято решение заменить рабочие дни, представленные в первоначальном варианте, на календарные, чтобы избежать разночтений и непониманий. "У торговой сети - семь рабочих дней в неделю, у банка - пять, у производителя может быть, например, шесть", - пояснил парламентарий.
К алкогольной продукции требования по срокам оплаты решено не относить, условия оплаты, как и до сих пор, будут регулироваться договором между сторонами, сказал Голушко.
ЧТО ДОБАВИТЬ В ЗАКОНОПРОЕКТ
В первую очередь необходимо резко усилить антимонопольное регулирование, которое предусмотрено в законе, сказал председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров.
"Нужно добавить статьи, которые расширят сферу антимонопольного регулирования и превентивных шагов по развитию конкуренции на всю сферу торговли. В законопроекте необходимо также уточнить методы антимонопольного регулирования", - сказал он.
По его словам, также надо подготовить статьи по развитию конкуренции не только розничных сетей, но в сфере оптового звена, производителей и поставщиков.
"Мы также считаем, что следует предусмотреть в законопроекте вопросы защиты прав потребителей, поскольку данный закон разрабатывается, прежде всего, для них", - сказал он.
Не до конца проработанным остался вопрос, связанный с нестационарными торговыми объектами, необходимо детализировать понятие деятельности таких объектов с целью увеличения их количества и снятия бюрократических барьеров для развития малого бизнеса в этой сфере, сказал он.
Комитет полагает, что осталось большое количество вопросов по взаимоотношениям торговых сетей с оптовыми звеньями, с поставщиками, ответил он.
"Необходимо нанести удар по избыточным наценкам. Поэтому важнейшим моментом, на мой взгляд, является то, что закон должен лишить торговые организации монополистической прибыли и возможности получать доходы от монополистического положения на рынке", - сказал он.