Рейтинг@Mail.ru
Бюджет-2010: развитие откладывается? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бюджет-2010: развитие откладывается?

© Иллюстрация РИА Новости Бюджет 2010: развитие откладывается?
 Бюджет 2010: развитие откладывается?
Читать ria.ru в
Дзен
Вчера Госдума приняла в первом чтении бюджет на 2010 год и на плановый период 2011-2012 гг. Представители власти определяют принятый документ как «посткризисный бюджет» и «бюджет развития». Независимые эксперты склонны полагать, что основная задача бюджета-2010 - не развитие экономики, а недопущение социальных волнений.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Вчера Госдума приняла в первом чтении бюджет на 2010 год и на плановый период 2011-2012 гг. Представители власти определяют принятый документ как «посткризисный бюджет» и «бюджет развития». Независимые эксперты склонны полагать, что основная задача бюджета-2010 - не развитие экономики, а недопущение социальных волнений: ассигнования на экономику и образование урезаны в пользу социальных статей и расходов на силовые структуры. Вывод, который можно сделать из анализа расходных статей бюджета, таков: переход отечественной экономики на инновационный путь развития откладывается.

Основные параметры бюджета-2010 рассчитаны исходя из прогноза среднегодовой цены нефти Urals в $58 за баррель, инфляции в 10% и среднегодового курса доллара 33,9 рубля за доллар США. Доходы бюджета определены в 6,95 трлн рублей, расходы – в 9,88 трилн рублей. Таким образом, бюджетный дефицит в будущее году окажется заметно ниже, чем в нынешнем  – 6,8% ВВП в 2010-м против 8,3% ВВП в 2009-м.

Представители «Единой России», проголосовавшие за бюджет, поспешили назвать принятый документ «продолжением осмысленной стратегии по выводу страны из кризиса». Как заявил председатель комитета ГД по строительству и земельным отношениям единоросс Мартин Шаккум, документ решает три основные задачи: сохранение темпов роста социальных расходов; продолжение модернизации экономики, инфраструктуры и финансирование новых технологий и инноваций; обеспечение мер по выходу экономики из кризиса. Парламентская оппозиция и независимые эксперты сильно в этом сомневаются. Вернее, сомнений не вызывает только один пункт из трех заявленных, а именно социальная направленность бюджета.

Действительно, пенсии, к примеру, в будущем году вырастут на 46%, или на 17 млрд руб. А вот расходы на развитие экономики, образование, фундаментальные научные исследования – то есть все то, без чего невозможна ни модернизация экономики, ни развитие наукоемких отраслей – напротив, будут урезаны. Так, расходы на национальную экономику сократятся в общей сложности почти на 500 млрд рублей (они определены в размере около 1,35 трлн руб.). Расходы на образование (всего 398,7 млрд руб.) сократятся на 14 млрд рублей в сравнение с 2009 годом, причем больше всего пострадают профессиональные и специальные учебные заведения. И это при том, что власти постоянно сетуют на дефицит квалифицированных рабочих рук и низкую производительность труда в отечественной экономике. Зато заметно увеличатся ассигнования на силовые структуры. Военные расходы вырастут на 41 млрд рублей (всего более 1,25 трлн руб.), еще больше – на 56 млрд рублей (всего 1,62 трлн руб.) вырастут расходы на правоохранительные структуры.

Бюджет с такой структурой расходов вряд ли можно назвать «бюджетом развития», ему больше подходит определение «бюджет недопущения социальных волнений».

Эксперты считают, что именно такую задачу и ставят перед собой российские власти. Вот только сохранять социальную стабильность при «хромой» экономике будет непросто. Увеличение социальных расходов стимулирует потребительский спрос, что ведет к росту инфляции, а это не способствует ни экономическому развитию, ни социальной стабильности. А если в будущем властям все же придется урезать ассигнования по социальным статьям, это вызовет недовольство населения.

Вложение денег не в «социалку», а в экономику выглядит более оправданным. Государственные инвестиции, например, в инфраструктурные проекты не дают заметного инфляционного эффекта, зато инфраструктурная отрасль локомотивом тянет за собой другие отрасти реальной экономики. Можно и лишний раз напомнить, что неразвитость инфраструктуры называется многими экспертами одним из главных ограничителей для развития российской экономики в целом. Однако расходы на транспорт и дорожное хозяйство – важные составляющие инфраструктуры – сократятся в 2010 году в общей сложности на 55 млрд руб.

Пожалуй, единственная отрасль, не испытывающая недостатка внимания со стороны государства – это финансовый сектор. На докапитализацию банков в 2010 году будет направлено 250 млрд рублей. Алексей Кудрин уже заявлял, что российская финансовая система начинает выходить из кризиса, и, возможно власти надеются, что банковский сектор станет локомотивом для отечественной промышленности. Однако, об этом тоже не раз говорили эксперты, эффективным инструментом подъема экономики банковский кредит станет лишь в том случае, если правительству удастся побороть инфляцию. Ведь даже если российские банки и будут готовы кредитовать предприятия, то последние не рискнут брать кредиты, ставки по которым привязаны к двузначным цифрам инфляции.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала