МОСКВА, 22 окт - РИА Новости. Проверка сбытовой системы ОАО "АвтоВАЗ", проведенная самим заводом, выявила недостачу еще 1 тысячи машин стоимостью 188 миллионов рублей у пяти дилеров концерна, пишет в четверг газета "Коммерсант".
По данным издания, гендиректорами этих дилерских компаний во всех случаях являлись сами сотрудники АвтоВАЗа - руководители местных управлений по продажам, в их отношении сейчас возбуждены уголовные дела по статье "злоупотребление полномочиями".
Это не первый случай "недостачи" и не самый рекордный - в начале года комиссия АвтоВАЗа не обнаружила на складах обанкротившейся компании "Элекс-Полюс" около 4 тысяч отгруженных машин.
АвтоВАЗ с середины лета проводил проверку своей дилерской сети и управлений региональных продаж (УРП). Результаты проверки были направлены в отделение милиции тольяттинского УВД. Как сообщили в среду "Коммерсанту" в отделении, в частности, не обнаружены поставленные машины в компании "Саратов-Лада" ("дочка" "Лада-Сервис"; недостача - 408 автомобилей стоимостью 80 миллионов рублей) и компаниях холдинга "Автотрейд", включая "Автотрейд-Белогорье" (202 машины на 40 миллионов рублей), волгоградский "Автодилер" (121 машина на 24 миллиона рублей), "Автотрейд-Липецк" (94 машины на 16 миллионов рублей), "Автотрейд-Оскол" (147 машин на 28 миллионов рублей).
"Гендиректора этих дилерских компаний также являлись руководителями местных УРП - в их отношении сейчас возбуждены уголовные дела по статье 201 Уголовного кодекса ("злоупотребление полномочиями", максимальное наказание - лишение свободы до четырех лет)", - пояснили газете в милиции, отметив, что также рассматривается вариант возбуждения дела по статье 160 части 4 ("присвоение или растрата", максимальное наказание - лишение свободы от 5 до 10 лет).
Как пояснил один из дилеров завода, до мая 2009 года АвтоВАЗ сразу же передавал УРП для сбыта машины и ПТС (паспорт транспортного средства), а со складов управлений автомобили дилерам уходили после перечисления ими 100% оплаты заводу или УРП. "С учетом того, что руководителем УРП и дилерской компании часто являлся один человек, то он распоряжался машинами почти по собственному усмотрению", - говорит собеседник газеты.
Позже на АвтоВАзе учли этот негативный опыт и изменили схему работы: машины по-прежнему отгружались на УРП, но ПТС высылался дилеру с завода только после поступления на счета концерна 100% оплаты. На прошлой неделе вице-президент по стратегии АвтоВАЗа Григорий Хворостянов и вовсе заявил, что на заводе обсуждается идея отказа от УРП в рамках оптимизации структуры сбыта.
Итоги проверок на АвтоВАЗе не комментируют. Но владелец холдинга "Автотрейд" Владимир Яркин знает о возбуждении уголовных дел в отношении руководителей своих дочерних компаний. "В декабре-январе, когда завод работал на полную мощность, им отгружалось по 3 тысячи автомобилей. Тогда у нас действительно возникли проблемы с предоплатой, но на текущий момент вся задолженность погашена", - утверждает Яркин.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, по итогам девяти месяцев 2009 года объем продаж Lada снизился на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 269,514 тысячи машин против 477,045 тысячи.