Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Новое руководство АвтоВАЗа анонсировало антикризисную программу: компания заявляет о готовности к банкротству и признает необходимость массовых сокращений персонала. Правда, как заявил на вчерашней пресс-конференции вице-президент автоконцерна Олег Лобанов, банкротство – это лишь юридическая процедура, не означающая остановки производства, а высвобождаемые сотрудники смогут вновь получить работу после того, как завершится модернизация производственных мощностей.
Текущее состояние АвтоВАЗа оставляет желать лучшего. Объемы продаж упали более чем в 2,5 раза – с 800 тыс. автомобилей в 2008 году до 390 тыс., которые предполагается продать к концу нынешнего года. Чистый убыток автоконцерна за первое полугодие этого года достиг 19,6 млрд рублей, то есть почти в десять раз превысил аналогичный показатель 2008-го. Впрочем, главный тормоз, мешающий АвтоВАЗу сдвинуться с мертвой точки – это многомиллиардные долги. На 1 октября 2009 года долговая нагрузка составила 62 млрд руб., а к концу года этот показатель достигнет 75,2 млрд рублей. При нынешних показателях производства обслуживать такой долг компании не под силу.
Менеджмент АвтоВАЗа хотел бы реструктуризировать долги, и даже предлагает несколько сценариев такой реструктуризации. Больше всего руководство концерна устроил бы вариант, в соответствие с которым предприятие выпускает облигаций на сумму 50 млрд рублей, которые в последствии могут быть конвертированы в акции компании. «Их размещение позволяет нам в максимально короткий срок получить рефинансирование задолженности, прекратить выплату процентов и получить наличные денежные средства, необходимые на решение проблем с ликвидностью», - поясняет Олег Лобанов. Но, похоже, вариант конвертирования долгов в облигации не очень устраивает основных кредиторов АвтоВАЗа – Сбербанк и Внешэкономбанк. Глава «Сбера» Герман Греф уже заявил, что его компания не намерена входить в капитал АвтоВАЗа, переговоры с Внешэкономбанком ведутся уже не первую неделю, но положительных результатов также пока не достигнуто.
Если вариант с облигациями не пройдет, автоконцерн готов напрямую договариваться с кредиторами по реструктуризации долга, а в случае неудачи запустить процедуру «защиты от кредиторов», проще говоря, заявить о банкротстве. Последнее слово будет за правительством, и если чиновники одобрят тот или иной вариант реструктуризации долга, то руководству «Сбера» и Внешэкономбанка придется смириться с таким решением. Окончательный вердикт будет вынесен 10 ноября, когда правительственная комиссия под руководством Игоря Шувалова обсудит антикризисный план АвтоВАЗа.
Анонсируя антикризисную стратегию, вице-президент завода Григорий Хворостянов заявил, что уже в следующем году АвтоВАЗ планирует нарастить производство до 445 тыс. машин и, таким образом, достичь точки безубыточности, а к 2012 году модернизировать конвейер и начать выпуск пяти новых моделей с тем, чтобы к 2014 году выйти на производственный показатель 840 тыс. автомобилей в год. Объемы капиталовложений в реконструкцию производства руководство компании не раскрывает, но необходимые объемы инвестиций оцениваются экспертами минимум в 240 млрд руб.
В одиночку такие преобразования АвтоВАЗу не под силу, он рассчитывает на помощь государства и альянса Renault-Nissan. Тот уже пообещал поддержать российский автоконцерн технологиями, которые позволят существенно обновить модельный ряд. В частности, АвтоВАЗ намерен объединить производство «классики» и машин марки Samara, а на освободившихся мощностях начать сборку авто под марками Renault, Priora и Kalina. Чтобы избавиться от внутренней конкуренции между Priora и Kalina, цена последней будет снижена до 250 тыс. рублей, Priora останется в своей ценовой категории, но к 2014 году будет заменена новой моделью на базе платформы В0 (основа бюджетного автомобиля Renault Logan).
Но это - планы на будущее, а пока российскому автогиганту нужно избавиться от лишних рабочих рук. По словам президента АвтоВАЗа Игоря Комарова, избыточный персонал компании составляет 21,7 тыс. человек, из них примерно 7,4 тыс. человек – трудоспособного возраста, еще около 5,26 тыс. – предпенсионного возраста и чуть более 9 тыс. пенсионеров. Сейчас на предприятии работают около 100 тыс. человек, на первое декабря этого года число сотрудников сократится до 90 тыс. человек, «с учетом пенсионеров, которые будут уволены на тот момент». А целевая численность персонала с учетом объемов производства на 2009-2010 гг. – 74,4 тыс. человек. Правда, руководство АвтоВАЗа пообещало, что после того как реконструированный конвейер будет запущен, 7,4 тыс. сотрудников трудоспособного возраста вновь получат работу на заводе, а пока будут заняты на других программах, реализуемых на АвтоВАЗе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции