Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Газ и нефть, похоже, так прочно вплелись в славянские хромосомы, что их богатыми ароматами уже пропитались все наши отношения. Странная получается генетика, но что уж тут поделаешь, в наши-то кризисные времена. Да еще с учетом того, что большинство генетических родственников либо уже втянулись в НАТО, либо туда тянутся. А если не в НАТО, то в Европейский Союз. Надо соответствовать времени и всем его современным течениям. А из этих течений теперь больше всего выделяются потоки – «южный» и «северный», со всеми их составляющими и производными. Одни славянские материи они способны испортить (российско-украинские), а другие укрепить. Сербия – как раз последний вариант.
Наш президент Дмитрий Медведев официально прибыл 20 октября в Белград по приглашению президента Бориса Тадича (его считают скорее прозападным, чем прославянским) на празднование 65-й годовщины освобождения югославской столицы от фашистских захватчиков. На самом деле визит задуман еще и как большой деловой саммит по вопросам конкретного продвижения проекта «Южный поток», проектов электро- и атомной энергетики. И еще – насчет обсуждения вопроса о предоставлении Сербии многомиллионного стабилизационного займа. Обычно подобного рода «хозяйственными» вещами в России отведено заниматься премьерам. Но Медведев как раз в конкретном, сербском случае – совершенно «особый президент».
Именно Дмитрий Медведев, еще в бытность вице-премьером и председателем совета директоров «Газпрома», ездил в феврале 2008-го в Белград на подписание договора о вхождении Сербии в проект «Южный поток». И с тех пор он «ведет» российско-сербское нефтегазовое «творчество». Не далее как в декабре этого года Медведев и Тадич в Москве подписали соглашение о покупке российским «Газпромом» 51% акций сербской национальной компании «Газовая индустрия Сербии» (NIS), достройке с помощью российских подрядчиков крупного газового хранилища «Бански двор» и соглашение о начале строительства «Южного потока».
Собственно, теперь в Белграде, во время сербско-российского саммита, все это поднято очередными сериями соглашений на новую, «безоткатную» техническую высоту. Напомним, что «Южный поток» пройдет из России по дну Черного моря до Болгарии, где разольется на две ветки. Одна из них и будет сербской – примерно 400 километров, которые протянутся сначала в сторону Австрии. Начать строительство планируется уже в 2010 году, а завершить все работы к 2015. По последним договоренностям с главным партнером России по «Южному потоку», итальянским энергетическим гигантом ENI, по газопроводу будет прокачиваться не 30 млрд кубометров российского и, вероятно, туркменского и азербайджанского газа, а 63 млрд. Общая стоимость проекта пока оценивается в примерно 10 млрд евро.
Вопреки широко распространенному мнению нельзя сказать, что в Сербии все сейчас сплошь друзья России и «Южного потока». Страна уже много лет как разделена на сторонников Европы и вступления в ЕС, – с одной стороны, и независимости и дружбы с русскими, - с другой. Лагерь последних, правда, несколько поредел после натовских бомбардировок в 1999-м, когда Москва делала много декларативных заявлений, но мало приземленно-конкретных шагов, чтобы все это варварство остановить. После этого сербы даже почти перестали употреблять свою знаменитую пословицу: «Бог – на небе. Россия – на земле».
Для западников присоединение к альтернативному «Южному потоку» проекту «Набукко» остается целью. Сам Тадич, между прочим, от него не отказывается. Как от еще одной составляющей газового благополучия Сербии. Благодаря партии «Набукко» в белградском правительстве и деловом (прозападном) секторе, у «Южного потока» еще могут возникнуть неприятности при строительстве, распределении подрядов, финансировании, распределении прибылей - и другие казусы. Но после нынешнего визита их вероятность все же уменьшится.
Сторонников «Южного потока» даже в правительстве уже гораздо больше, чем противников. Как-никак, с ним Сербия, по некоторым подсчетам, не только полностью утолит свой газовый голод, исключит всевозможные украинские «транзитные сюрпризы», но и будет получать как транзитное государство примерно 150-300 млн евро в год (в зависимости от загрузки газопровода). Кроме всего прочего, его строительство и обслуживание создаст в Сербии более 100 тысяч новых рабочих мест. Немало для государства с уровнем безработицы около 30%.
Поскольку Сербия и Россия через свои газовые и нефтегазовые компании будут приблизительно совместно владеть газопроводом, то Россия получит очень важный инфраструктурный плацдарм в южной Европе. А со временем – и в ЕС. Ведь Сербия намеревается уже в ноябре подать официальную заявку на вступление в Европейский Союз. Когда ее туда примут - говорить еще рано: Европе надо пока разобраться с собственной конституцией. Но примут наверняка.
Медведев прибыл в Сербию на довольно сложном политическом фоне, связанном и с Косово, и гражданской войной в Югославии. 26-го октября в Гааге должен начаться процесс над бывшим лидером боснийских сербов Радованом Караджичем, которого обвиняют в преступлениях против человечности и геноциде мусульман. В Сербии близкое начало суда возбуждает не очень приятные воспоминания о расколе страны и карательных акциях НАТО. Поскольку Караджич был выдан Гааге как раз кабинетом Тадича, то некая «тень» за такое предательство в связи с сотрудничеством России с Тадичем падает и на Москву.
Косово тоже входит в повестку дня наших отношений. И здесь Россия полностью поддерживает Сербию в признании независимости края незаконной. Как раз в дни визита Медведева в Международном суде в Гааге завершается подготовка к разбирательству иска Сербии в ООН о «признании не соответствующим нормам международного права одностороннего провозглашения независимости Косово временными органами самоуправления края». Мало кто знает, но Сербию поддержали в этом иске, кроме России и Китая (представители будут выступать на процессе), еще и несколько государств Евросоюза: Испания, Румыния, Кипр, Греция и Словакия. Медведев и Тадич наверняка обсудят позиции по этому вопросу.
Ситуация здесь складывается совершенно парадоксальная. При которой сам Международный суд ООН оказался в весьма сложном положении. При любом исходе – «положительном» или «отрицательном», вердикт суда будет иметь самые серьезные последствия для всех стран, где бродят сепаратистские настроения. И ни первое, ни второе, вовсе не поможет позициям США и ЕС, которые инициировали и поддержали независимость косоваров. Положительное решение – независимость не противоречит международным правовым нормам - окажется автоматически экстраполированным и на Абхазию и Южную Осетию. Уж они-то как раз на это вправе. Это окрылит и всех других многочисленных сторонников «национальной государственности», которые есть и в Китае, и в Испании, и в Британии, и на Кипре, и на Шри-Ланке, и в Иране, и в Азербайджане и бог знает, где еще. Отрицательное – «противоречит международным нормам» – поставит в очень трудное положение США и ЕС, которые как раз утверждают обратное. В любом случае, Москве и Белграду надо быть готовыми к любому вердикту суда. Он хотя и не является обязательным, но скажется на многих членах ООН.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции