САРАЕВО, 20 окт - РИА Новости, Юлия Петровская. Премьер-министр Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины Милорад Додик назвал неконституционными предложения западных дипломатов, переданные лидерам основных политических партий страны накануне второго раунда переговоров в Бутмире, запланированных на вторник и посвященных продвижению страны в Евросоюз и НАТО, сообщили местные СМИ.
В переговорах, первый раунд которых состоялся 9 октября на военной базе Бутмир в Сараево, участвуют заместитель госсекретаря США Джеймс Стейнберг, глава МИД Швеции Карл Бильдт и комиссар ЕС по вопросам расширения Олли Рен, а также лидеры семи наиболее влиятельных партий БиГ, представляющих интересы боснийских мусульман (бошняков), сербов и хорватов.
Одна из главных тем дискуссий - конституционные изменения, предполагающие централизацию страны с целью создания более эффективной модели власти и продвижения страны в Евросоюз и НАТО.
Первый раунд переговоров не принес результатов. Новая встреча была назначена на 20 октября. Стейнберг, Бильдт и Рен прибыли в понедельник в Сараево, чтобы возобновить диалог.
Накануне новой бутмирской встречи лидеры основных политических партий БиГ получили от западных представителей письменные предложения, касающиеся реформы конституции. О содержании "пакета" официально не сообщается. Однако согласно сведениям, просочившимся в СМИ, боснийским политикам предлагается, в частности, увеличить число депутатов в парламенте БиГ, усилить полномочия центрального правительства, а также избирать единого президента БиГ с двумя вице-президентами.
БиГ состоит из двух образований (энтитетов) - Федерации Боснии и Герцеговины (мусульмано-хорватской) и Республики Сербской. По сути, это союз двух самостоятельных образований, над которыми стоит единый президиум (в составе трех представителей от мусульман, сербов и хорватов) и правительство. На сегодняшний день полномочия центральных властей максимально ограничены.
Премьер-министр Республики Сербской Милорад Додик назвал в понедельник предложения западных дипломатов "антиконституционными". Он, в частности, выразил несогласие с предлагаемыми принципами формирования парламента БиГ, реформой президиума и введением общей компетенции.
Додик заявил, что предложения западных дипломатов напрямую нарушают Дейтонское соглашение, положившее конец войне 1992-1995 годов, а также приложение 4 к нему, то есть Конституцию БиГ.
"Сербская Республика как один из подписантов Дейтона не может и не станет соглашаться с этим", - сказал премьер.
"Пакет составлен с учетом интересов лишь одного из государствообразующих народов - бошняков", - считает Додик.
"Мы удивлены содержанием пакета предложений, который нам передан, и считаем его антидейтонским, политически некорректным и неприемлемым в качестве основы для переговоров", - цитирует агентство СРНА письмо Додика, направленное послу США в Сараево Чарльзу Инглишу и шведскому председательству в Евросоюзе.
Ранее Додик заявлял, что боснийские сербы не заинтересованы в корректировке Основного закона и что страна может распасться в случае усиления давления на нее в этом вопросе.
Ряд мусульманских партий требуют кардинального пересмотра конституции, добиваясь централизации страны. Боснийские хорваты заявляют, что поддержат лишь такую реформу, которая будет предполагать равноправный статус хорватов с другими народами БиГ.
США и Евросоюз заявляют, что боснийское государство в его нынешнем виде не функционально, и что страна не сможет начать полноценное сближение с ЕС и НАТО, пока в ней будет действовать Аппарат Высокого представителя (международного администратора с исключительными полномочиями). Одновременно Вашингтон и Брюссель дают понять, что преобразование Аппарата Высокого представителя в Миссию Спецпредставителя Евросоюза не состоится до тех пор, пока не будет проведена конституционная реформа.
Вступление в Евросоюз и НАТО являются главным внешнеполитическим приоритетом Боснии и Герцеговины. Россия опасается, что США и ЕС при проведении реформы конституции БиГ будут действовать путем нажима на местных политиков. В российских дипломатических кругах не исключают, что Запад попытается скорректировать Основной закон в опоре на исключительные полномочия Высокого представителя.