МОСКВА, 19 окт - РИА Новости. Антикризисные меры "АвтоВАЗа", в частности создание нового модельного ряда с участием Renault, реструктуризация долга и борьба с увольнениями, будут обсуждаться в понедельник на первой пресс-конференции нового руководства компании. По мнению экспертов, крупнейший российский производитель легковых автомобилей сможет осуществить планы запуска пяти новых моделей к 2012 году, но лишь при наличии денег и технологий.
В понедельник состоится первая пресс-конференция нового руководства "АвтоВАЗа", в которой примут участие президент автогиганта Игорь Комаров и руководители ключевых направлений компании.
Ожидается, что речь пойдет об антикризисной программе, направленной на оздоровление переживающего не лучшие времена предприятия. В 2008 году "АвтоВАЗ" выпустил около 800 тысяч машин, но из-за кризиса объемы продаж упали, и производство пришлось сократить до 300 тысяч, то есть более чем в 2,5 раза. В результате чистый убыток "АвтоВАЗа" в январе-июне 2009 года по МСФО вырос почти в десять раз - до 19,6 миллиарда рублей с 2 миллиардов за шесть месяцев прошлого года.
Оздоровление по-французски
Однако предприятие намерено уже в следующем году нарастить производство до 445 тысяч машин и таким образом выйти на безубыточность, сообщил в пятницу вице-президент автозавода по стратегии Григорий Хворостянов.
На помощь придет совладелец "АвтоВАЗа" - альянс Renault-Nissan, ранее пообещавший не прекращать сотрудничества с российским автогигантом и помогать ему технологиями. Уже с 2012 года планируется начать в Тольятти производство пяти новых автомобилей на платформе В0 (стала основой бюджетного автомобиля B-класса Renault Logan), из них два автомобиля под брендом Lada, один - Nissan, два - Renault, рассказал Хворостянов.
Организовать производство новых моделей в эти сроки вполне реально, считают опрошенные РИА Новости аналитики.
Если финансирование этого проекта будет стабильным и не будет возникать каких-либо технологических и производственных трудностей, связанных с постановкой на конвейер данных моделей и качеством комплектующих, то начать производство новой линейки автомобилей в 2012 году вполне реально, считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.
Главное условие - наличие денег и инжиниринга, полагает аналитик ИК "Атон" Юлий Матевосов. По его мнению, основной вопрос заключается в присутствии на заводе грамотного менеджмента и инженеров.
"Я предполагаю, что Renault все-таки предоставит "АвтоВАЗу" доступ к управленческим разработкам и технологиям", - отметил эксперт.
По словам Хворостянова, инвестиции в производство машин на платформе В0 составят 240 миллионов евро - эти средства рассчитаны на ближайшие два года. Из этой суммы Nissan и "АвтоВАЗ" вложат по одной четвертой, а оставшуюся половину - Renault. "АвтоВАЗ" будет осуществлять финансирование за счет заемных средств, уточнил представитель завода.
Для производства этих моделей названных инвестиций достаточно, считает Баранов.
"Полагаю, что если в процессе подготовки к выпуску новых моделей будут нужны дополнительные средства, то они будут выделены как самим заводом или государством как его акционером, так и иностранными акционерами завода, включая Renault", - считает он.
Что делать с долгами?
Займы - это хорошо, но учитывая, что по оценке самого предприятия его долги перед банками уже превышают 40 миллиардов рублей, перспектива получить их представляется довольно сомнительной.
Очевидно, способы выхода из "долговой кабалы" станут одной из главных тем пресс-конференции. Ранее это неоднократно обсуждалось на правительственных комиссиях разного уровня, предлагались самые разные рецепты финансового оздоровления "АвтоВАЗа".
Один из них - капитализация долга через выпуск облигаций на 40 миллиардов рублей, которые выкупил бы Внешэкономбанк, другой - конвертация долга перед крупнейшими кредиторами - Сбербанком и ВТБ - в акции "АвтоВАЗа".
Но банки, судя по всему, относятся к нему без энтузиазма. В частности, глава Сбербанка Герман Греф заявил на минувшей неделе, что банк не рассматривает вариант вхождения в капитал предприятия.
Разумеется, все будет зависеть от государства - если оно скажет "надо", банкам с госучастием ничего не останется, кроме как ответить "есть" и начать воплощать это решение. Однако власть пока определилась лишь принципиально - "АвтоВАЗ" не ликвидировать, а модернизировать, стратегии модернизации и погашения задолженности пока в стадии обсуждения.
Кто последний на увольнение?
На пресс-конференции, очевидно, всплывет еще и болезненная для жителей Самарской области тема - грядущие ввиду антикризисного сжатия издержек увольнения сотрудников "АвтоВАЗа".
В настоящее время на предприятии ведется активная работа по отправке на заслуженный отдых пенсионеров и сотрудников предпенсионного возраста, общая численность которых составляет около 13 тысяч человек.
Власти РФ считают, что новых массовых увольнений на предприятии не будет, и обещают, что бесконтрольно действовать в этом вопросе руководству завода не дадут. Но представители независимых профсоюзов "АвтоВАЗа" опасаются обратного.