МОСКВА, 16 окт - РИА Новости. Текущая неделя ознаменовалась тем, что РФ и КНР наконец определились с объемами поставок газа в Поднебесную и обозначили сроки их начала, отложив обсуждение цены на будущий год, а Росстат уточнил озвученные главой Минпромторга Виктором Христенко предварительные данные о падении промпроизводства в январе-сентябре - возможно, оговорившись, министр "уронил" его аж до 16,5% в годовом исчислении, статистики же, напротив, констатируют замедление спада в сентябре.
Минпромторг "отметился" еще в одной актуальной теме - решении судьбы "АвтоВАЗа". Опубликованное в прессе письмо его представителя о нецелесообразности поддержки автогиганта, задыхающегося от долгов, наделало немало шума. В итоге выяснилось, что письмо было написано давно, да и речь в нем шла не совсем об этом, тем не менее, поиск путей выхода предприятия из "долговой ямы" продолжается.
Российскому газу указали путь в Китай
Главное событие недели - прояснение ситуации с поставками российского газа в Китай. В ходе визита в Пекин делегации РФ во главе с премьер-министром Владимиром Путиным стороны договорились о сроках и объемах поставок - они могут начаться через пять лет и достичь 70 миллиардов кубометров газа в год.
По словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, соглашение предусматривает два варианта поставок - западный и восточный. Для западного предполагается использовать ресурсную базу Западной Сибири, для восточного - Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа Сахалина.
Газа у России в достатке, а вот газопроводы до Поднебесной пока только в планах. Подписание контрактов возможно уже в июне 2010 года, после этого, вероятно, строительство активизируется, и первые поставки могут начаться уже до 2015 года.
Главный вопрос - цена газа. По итогам визита Путин заявил, что она будет привязана к азиатской нефтяной корзине. Тем не менее, сторонам еще предстоит более подробно обсудить цены на российский газ в начале будущего года.
По мнению экспертов, России все равно придется продавать газ Китаю с некоторым дисконтом - это обусловлено, в частности, интересом РФ к китайским кредитам, в том числе для строительства инфраструктуры под ожидаемые поставки. Такой вариант пока не прорабатывался, но вполне возможен, отметили участники визита.
Статистический переполох
От газа плавно перейдем к статистике. В среду Христенко заявил о падении промпроизводства за январь-сентябрь на 16,5% к аналогичному периоду прошлого года против 12,5% за восемь месяцев этого года. При этом за сентябрь промышленное производство выросло на 1%, сообщил министр, добавив, что эти данные носят предварительный характер.
В четверг озвученные Христенко данные в лучшую сторону "скорректировал" Росстат, по оценке которого промпроизводство в РФ в январе-сентябре сократилось на 13,5% к аналогичному периоду прошлого года. За сентябрь промпроизводство выросло к августу на 5,1%, свидетельствуют данные Росстата, а, по оценке Минэкономразвития, сентябрьский рост без учета сезонности составил 0,4% (в августе к июлю - 0,2%).
Данное несоответствие РИА Новости пояснили эксперты - по их мнению, Христенко просто неточно выразился или оговорился, и речь идет не о промпроизводстве в целом, а лишь о тех отраслях обрабатывающей промышленности, за которые отвечает Минпромторг.
На фоне роста производства замедлился рост цен производителей. По данным Росстата, за первый осенний месяц они выросли на 1,2%, тогда как в августе по отношению к июлю рост составлял 1,4%. Цены промпроизводителей растут с февраля этого года, с сентября 2008 года по январь 2009 года они снижались из-за кризиса.
АвтоВАЗ: хоронить нельзя восстанавливать
На минувшей неделе правительство четко обозначило свою позицию - ликвидации "АвтоВАЗа" не будет, его модернизируют. А в этот четверг газета "Коммерсант" опубликовала позицию Минпромторга со ссылкой на письмо замглавы министерства Андрея Дементьева - якобы завод де-факто банкрот и тратить на него деньги бессмысленно.
Действительно, из-за падения продаж вдвое чистый убыток завода по МСФО в январе-июне 2009 года вырос почти в 10 раз - до 19,6 миллиарда рублей с 2 миллиардов за шесть месяцев прошлого года.
Письмо было, признал пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков, но написано оно было довольно давно, и министерство уже изменило позицию. На "АвтоВАЗе" сомнения Дементьева истолковали как "личное мнение человека, который смотрит на жизнь из окна роллс-ройса", сообщили РИА Новости со ссылкой на президента предприятия Игоря Комарова.
Точки над "i" расставил Минпромторг - позиция министерства относится лишь к представленному в свое время бизнес-плану "АвтоВАЗа", сейчас на его основе вырабатываются приемлемые решения.
Главная проблема - долги "АвтоВАЗа" перед банками. В тезисах Дементьева на сайте министерства сказано, что к концу года они достигнут более 76 миллиардов рублей, и рыночная реструктуризация такой суммы невозможна. Менеджмент компании предложил капитализацию долга в объеме не менее 60 миллиардов рублей через выпуск облигаций, выкупаемых Внешэкономбанком, говорится в тезисах. До этого в качестве возможной суммы выпуска назывались 40 миллиардов рублей. Впрочем, ни ВЭБ, ни являющийся крупнейшим кредитором "АвтоВАЗа" Сбербанк не готовы к такому варианту, предусматривающему их вхождение в капитал компании путем обмена долга на акции.
Последнее слово остается за антикризисной комиссией под управлением первого вице-премьера Игоря Шувалова, которая пока продолжает работу. До 10 ноября Минпромторг и Минэкономразвития доложат Путину свои соображения, как вытащить "АвтоВАЗ" из "долговой ямы", а пока время для дискуссии еще есть.
Премия подоспела вовремя
К радостным событиям уходящей недели относится присуждение премии памяти Нобеля по экономике за 2009 год двум американским ученым Элинор Остром (Elinor Ostrom) и Оливеру Уильямсону (Oliver Williamson) за исследования в области экономического управления и институциональной экономики.
Опрошенные РИА Новости эксперты отметили, что темы, которыми занимаются лауреаты, сегодня весьма актуальны - экономические институты определяют тактику борьбы с кризисом, а исследования в области управления собственностью важны, поскольку все больше активов оказывается в руках государства.
По словам экспертов, хотя работы лауреатов были опубликованы четверть века назад, сейчас у них немало последователей, что еще раз подтверждает их актуальность.
А вот время награждать за сегодняшние антикризисные меры пока не пришло - в них больше практики, нежели научной теории, которая, собственно, и оценивается комитетом премии, считают эксперты. По их словам, возможно, спустя время кого-нибудь наградят и за борьбу с нынешним кризисом.