Александр Мирчев, президент компании Krull Corporation, международный эксперт по стратегиям развития, для РИА Новости.
Возникающая новая геометрия международной экономической архитектуры является результатом существенных требований времени, на которые пока не получены исчерпывающие ответы.
Совместные действия по предотвращению катастрофического развития финансового кризиса дали определенные результаты. В активе питтсбургского саммита – решения о повышении роли формата G20, объединяющего экономики, которые представляют 85% мирового ВВП. Следует отметить и решения подготовить рамочное стратегическое соглашение об устойчивом и сбалансированном росте, о совместной работе стран-участниц над повышением скоординированности фискальной, валютной, торговой и структурной политики на основе более устойчивых и сбалансированных траекторий роста. Предусмотрено, что Международный валютный фонд и новый Совет по финансовой стабильности займутся мониторингом состояния национальных экономик, прежде всего стран «двадцатки».
Однако документы саммита G20 в Питтсбурге пока воспринимаются как декларация о намерениях, которые, при всей их позитивности, еще предстоит подкрепить практическими механизмами реализации. Теперь на этом фундаменте необходимо выстраивать систему сотрудничества в период сворачивания антикризисных программ, то есть практические механизмы международной координации в области денежно-кредитной, бюджетной и финансовой политики.
Важную роль в полноценном становлении нового формата экономического сотрудничества G20 будут играть страны с быстро развивающейся экономикой: Китай, Россия, Индия и Бразилия. Они обоснованно поднимают вопрос о том, что к их мнению необходимо в большей степени прислушиваться при принятии важных решений, определяющих перспективы глобальной экономической и финансовой системы, в том числе, в отношении того, как должны расходоваться средства международных финансовых организаций.
Станет ли G20 действительно новым форумом международного экономического сотрудничества? Пока этот вопрос остается без ответа. Хотя формат G20, возможно, и позволит координировать действия ключевых экономических держав, нельзя забывать, что 85% государств мира не являются членами «двадцатки» и права голоса там не имеют. Кроме этого, продолжает существовать G8, ряд экспертов оперируют и формулами G2 (США и Китай) или G3 (США, Китай и ЕС), объединяющими самые большие экономики мира, которые в силу этого во многом определяют перспективы мировой экономики, геополитический баланс.
Глобальный кризис подтолкнул к пересмотру существующей архитектуры международного финансово-экономического сотрудничества. Сложившаяся за последние 30 лет система регулирования и управления глобальными экономическими процессами уже не соответствует вызовам времени, но пока можно говорить лишь о самых предварительных контурах новой системы, а ее работоспособность требует практического подтверждения. На этом пути будет еще немало сложных поворотов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции