Иван Захарченко, международный обозреватель
МОСКВА, 16 окт - РИА Новости. Эйфория вокруг прихода к власти в Вашингтоне администрации Барака Обамы сменяется отчетливым осознанием реальности - Россия и США фактически находятся на той же точке, что и были. Косвенно это подтвердил и последний визит в Москву госсекретаря США Хиллари Клинтон: помимо общих заверений в позитивном настрое в устах обеих сторон публично ничего внятного не прозвучало ни относительно сокращения стратегических наступательных вооружений, ни о возможности сотрудничества в области противоракетной обороны.
Ничего драматичного, разумеется, не происходит, но и о прогрессе или кардинальных изменениях ситуации в области безопасности говорить пока не приходится. Переговоров ведется много, но Россия и США рискуют увязнуть в них так глубоко, что они неминуемо могут превратиться в обычный дискуссионный клуб, поскольку участники, похоже, просто не понимают друг друга.
Договор о СНВ
Действие прежнего договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) прекращается 5 декабря этого года без возможности продления. Еще летом Москва и Вашингтон поставили цель - успеть заменить договор новым документом. Без этого фактически прекратит существование весь механизм контроля над вооружениями.
Нынешний договор был подписан 31 июля 1991 года перед распадом СССР, а вступил в силу 4 декабря 1994 года, сроком его действия - 15 лет. Документ обязывал Москву и Вашингтон сократить стратегические ядерные силы с 10 тысяч боеголовок у каждой из сторон до шести тысяч, что и было в свое время сделано.
В мае 2002 года был подписан Московский договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который рассчитан на 10 лет и предусматривает сокращение с каждой стороны числа боезарядов до 1700-2000.
Новый договор по СНВ должен составляться на основе как раз московского договора по СНП и дополняться мерами контроля и проверок.
Но как убедиться, выполнены ли прежние задачи перед тем, как ставить новые? По словам информированных источников, пока США и Россия даже не обменялись данными о количестве имеющихся у каждой из сторон единиц вооружений.
Протокол о таких исходных данных должен четко прописывать, что имеется в наличии, но у Москвы и Вашингтона пока даже нет ясности относительно того, насколько детальными должны быть предоставляемые сведения.
Вспоминаются в этой связи переговоры о ядерной проблеме на Корейском полуострове, когда КНДР предоставила США данные о своих ядерных программах, как было записано в соответствующем протоколе. Но проблему это отнюдь не решило, так как США были не удовлетворены и потребовали проверки полученных данных.
В случае с количеством сокращенных ядерных потенциалов США и России ситуация может оказаться схожей. Вопрос об инспекциях возникнет неизбежно, так как никакие заверения в дружбе не приведут к доверию без возможности проверок.
Теперь о новом договоре, подготовку которого нужно завершить уже менее, чем за два месяца. В Женеве начинается очередной раунд рабочих переговоров на уровне руководителей департаментов внешнеполитических ведомств России и США по СНВ, затем почти сразу начнется еще один, и он будет продолжаться почти до истечения срока действия прежнего договора.
По данным дипломатических источников, какой-то прогресс в подготовке текста договора есть. Но главные вопросы, которые разделяют позиции двух стран, так и не решаются, и не стоит питать иллюзий насчет того, что в последнюю минуту они вдруг будут урегулированы.
Следует учесть, что договор о СНВ и протоколы к нему будут занимать десятки страниц, которые потребуют проведения правовых проверок, считывания, сопоставления русского и английского текстов. И нужно быть слишком наивным оптимистом, чтобы надеяться, что вся эта работа будет сделана до 5 декабря.
Теперь о количестве сокращений стратегических наступательных вооружений, которые будут предусмотрены в новом договоре. Согласно совместному документу от 6 июля по итогам визита в Москву президента США Барака Обамы и его встречи с президентом Дмитрием Медведевым, через семь лет после вступления в силу договора предельные уровни для стратегических носителей должны остаться в пределах 500-1100 единиц, а связанные с ними боезаряды - в количестве 1500-1675 единиц.
Пока, если верить источникам, близким к переговорам, никаких сдвигов в определении параметров количественного сокращения вооружений не достигнуто. Но это, скорее всего, не самая главная проблема. Гораздо сложнее добиться от США согласия на требование России учитывать в договоре о СНВ неядерные носители. Американцы настаивают на том, чтобы сокращения касались только оперативно развернутых носителей, которые оснащены ядерными боеприпасами.
Иными словами, до сих пор Россия и США обсуждают вещи, которые они понимают каждый по-своему. Не определены и меры будущего контроля и проверок, проведения инспекций, то есть шаги, которые требуют сложных согласований и принятия решений. Именно этому запутанному вопросу будут посвящены начинающиеся в Женеве российско-американские переговоры.
Противоракетная оборона
В качестве главного жеста в отношении Москвы администрация Обамы, как известно, пошла на пересмотр планов Джорджа Буша разместить в Польше 10 ракет-перехватчиков и радар ПРО в Чехии. Правда, сами американцы признали эти планы бесполезными и не считают их уступкой России. Тем не менее, поскольку в них Москва видела угрозу для своей безопасности, шаг США был воспринят с воодушевлением.
Но при этом в России прекрасно понимают, что с отменой прежних планов США насчет ПРО ситуация в сфере безопасности кардинально не изменится. Легко заметить, что американцы отнюдь не отказываются от намерения, пусть когда-нибудь потом, создать потенциал для перехвата стратегических средств ядерного сдерживания.
Модернизация уже существующих в США перехватчиков SM-3 на кораблях, оснащенных системой обнаружения "Иджис" (Aegis), направлена на перехват ракет средней и меньшей дальности. С этой точки зрения, для российских стратегических ядерных сил эти средства представляют меньшую угрозу, чем ракеты, которые американцы при Буше хотели разместить в Польше. Вместе с тем к 2018 году США доведут мобильные системы SM-3 до наземного базирования, которое даст возможность перехвата уже межконтинентальных баллистических ракет.
Администрация Обамы, как уже сообщалось ранее, говорила и о планах создания мобильных датчиков, которые будут оперативно разворачиваться в разных районах мира для сбора информации для перехвата ракет. Таким образом, для России ситуация в сфере безопасности хотя и с отсрочкой, но неизбежно ухудшится, несмотря на заверения США в том, что мы теперь друзья и бояться нечего. Во всяком случае, еще много предстоит сделать обеим странам для того, чтобы они смогли доверять таким заверениям.
Еще один момент. Отменив планы по созданию так называемого третьего позиционного района, американцы решили, что России просто следует подключиться к американской системе ПРО, передавая информацию радиолокационных систем в российском Армавире и азербайджанской Габале. А ведь примерно то же самое предлагала и администрация Буша - использовать их по усмотрению США.
Вряд ли в России сочтут это приемлемым с военной и политической точек зрения. Москва видит путь к реальному сотрудничеству в области ПРО с США через совместную оценку проблем в сфере ракетного распространения, как и было записано 6 июля в совместном документе Обамы и Медведева. Затем на основе этих оценок должна изучаться возможность реагирования на угрозы прежде всего политико-дипломатическими методами, варианты привлечения других стран с тем, чтобы решения не были приняты только двумя сверхдержавами. И только, если таких многосторонних усилий окажется недостаточно, можно будет совместно разработать военно-технические средства реагирования. Но с учетом разногласий в этом между США и Россией вряд ли можно надеяться на то, что им в ходе переговоров на эту тему удастся достичь скорых результатов.
Заключения
На фоне остающихся проблем Хиллари Клинтон и глава МИД РФ Сергей Лавров на переговорах в Москве не случайно уделили больше внимания согласованию позиций по иранской ядерной проблеме и сотрудничеству в нормализации мирной жизни в Афганистане. Это как раз те области, в которых Россия и США могут сотрудничать и находить общий язык.
Что же касается СНВ, то, как сказал РИА Новости руководитель Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) РФ политолог Сергей Караганов, не стоит предавать слишком большое значение проблеме нового договора. По его мнению, это чисто "технический вопрос", необходимый для нормализации российско-американских отношений.
Допустим, нынешняя администрация в США в большей степени готова слушать партнера, чем предыдущая, но вряд ли стоит ожидать, что Вашингтон откажется от собственного понимания стратегической стабильности, которую там отождествляют с собственным неоспоримым военным превосходством.
Иллюзий нет и не должно быть, но даже неразрешенность проблем при наличии позитивного настроя, пусть вязкие, но постоянные переговоры, это - в любом случае для безопасности лучше, чем их отсутствие и накопление взаимных обид.