Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков, член Экспертного совета РИА Новости (Казахстан).
Президент России Дмитрий Медведев снова в Казахстане. На этот раз его визит связан с завершающим этапом учений Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, которые начались еще в конце августа и прошли в три этапа на территории России, Белоруссии и Казахстана.
Данные учения в значительной степени важны, в первую очередь, для России, которая рассматривает ОДКБ в качестве инструмента реализации своих военно-политических целей в Центральной Азии. Об этом, кстати, говорит личное присутствие глав государств. Хотя здесь не все идет гладко.
Тот же Узбекистан проигнорировал совместные комплексные учения, так как еще на февральском саммите ОДКБ у Ислама Каримова появилось «особое мнение» по поводу КСОР. С точки зрения Узбекистана, появление КСОР может дополнительно дестабилизировать и без того сложную обстановку в Ферганской долине.
Хотя называют и другие причины такого поведения со стороны Ташкента. Во-первых, Москва, не согласовав с Ташкентом свое решение, нанесла удар по самолюбию президента Ислама Каримова. Во-вторых, у Узбекистана существуют территориальные споры с соседями, а также нерешенные водные проблемы. И Узбекистан боится, что такие страны, как Таджикистан или Киргизия, у которых много спорных моментов с Узбекистаном, могут для их решения задействовать КСОР.
Создавая военные базы ОДКБ в Центральной Азии, Россия укрепляет свои позиции, поскольку сейчас она не может предложить странам региона крупных инвестиционных проектов, как, например, это делает Китай. Наконец, демарш Ташкента может быть сигналом для США и ЕС о возможной смене внешнеполитического курса в сторону более тесных отношений с Западом. Говоря о политических последствиях подобного шага, нельзя исключать, что вскоре Узбекистан вообще поставит вопрос о своем членстве в ОДКБ. Хотя к возможному выходу Узбекистана из Организации Договора о коллективной безопасности уже давно морально подготовились другие участники ОДКБ, которые привыкли к внешнеполитическим капризам Ташкента.
Поэтому, несмотря на наличие определенных разногласий, учения КСОР проходят в запланированные сроки и с участием большинства членов ОДКБ. В Казахстане никогда еще не проводились учения такого большого масштаба, с одномоментным привлечением войск в количестве более 7 тысяч человек, с участием воинских подразделений и оперативных групп из России, Армении, Киргизии и Таджикистана. Все это говорит о том, что Казахстан также заинтересован в военном сотрудничестве в рамках ОДКБ, который является одним из гарантов безопасности для республики. Как отметил генсек ОДКБ Николай Бордюжа, впервые в рамках КСОР будут отрабатываться совместные задачи не только подразделениями вооруженных сил, но и органов безопасности, МВД, спецподразделениями, предназначенными для борьбы с организованной преступностью, противодействию террористической деятельности, также будут задействованы силы МЧС.
Тем более, уровень напряженности в регионе в этом году повысился. Об этом говорят новые теракты в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии, а также угроза проникновения в Центральную Азию членов движения «Талибан». В любом случае, такой вариант развития событий можно рассматривать в качестве одного из негативных сценариев. Учитывая тот факт, что в течение последних восьми лет это движение вполне эффективно ведет боевые действия против международной коалиции в Афганистане, планы талибов в Центральной Азии могут быть более конкретными.
В этом контексте весьма настораживающей является последняя информация из Таджикистана, где в последнее время в некоторых горных селах, расположенных на границе с Афганистаном, появились небольшие группы боевиков «Талибана». Возможно, это связано с тем, что американский военный контингент и его союзники активизировали борьбу с талибами в Афганистане, и некоторые из них решили уйти в соседний Таджикистан, чтобы набраться сил и пополнить свои ряды новобранцами в таджикских селах. Но нельзя исключать и того, что это разведка без боя.
Хотя и без «Талибана», Центральная Азия напоминает бочку с порохом. Ведь в регионе действует значительное количество различных местных и иностранных экстремистских и террористических организаций. Серьезная опасность для Центральной Азии возникнет тогда, когда количество перейдет в качество, и между большинством из этих организаций установятся партнерские отношение, в том числе при помощи международной террористической сети. Тем более, что для их деятельности в регионе существует большое количество благоприятных факторов. Бедность, коррупция, безработица, прозрачность границ, межэтнические трения, рост религиозного фактора, наличие военных баз, прозападная внешняя политика некоторых стран региона, а также геополитическое соседство Центральной Азии с зонами политической нестабильности и конфликтов на Кавказе, в СУАР, в Афганистане, на Среднем и Ближнем Восток.
Поэтому данные учения напоминали «игру мускулами», которые должны были участников ОДКБ воодушевить, а потенциальных врагов заставить задуматься.
Что касается встречи президентов России и Казахстана, то официально никаких двусторонних переговоров не предусмотрено. Хотя данный визит проходит после саммита СНГ в Кишиневе, который проигнорировали многие президенты постсоветских стран, в том числе и глава Казахстана. Ничего удивительного здесь нет, так как для Астаны СНГ уже не является приоритетом, на первом месте находится ЕврАзЭС. При этом Казахстан не выступает за ликвидацию СНГ, а исходит из того, что данная региональная структура будет продолжать играть свою роль «клуба президентов». При этом с основным своим партнером по СНГ, в лице президента России, руководство Казахстана в этом году встречалось довольно часто. Например, в рамках того же ОДКБ на межрегиональном саммите в Оренбурге, на неформальной встрече глав прикаспийских государств в Актау.
Уже в конце ноября пройдет очередной саммит глав государств ЕврАзЭС, где у Медведева и Назарбаева также будет возможность встретиться для подписания документов по созданию Таможенного союза. По крайней мере, об этом заявил премьер-министр Казахстана Карим Масимов на недавней встрече с Владимиром Путиным в Пекине, во время встречи глав правительств государств-членов ШОС.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции