Рейтинг@Mail.ru
Региональные университеты претендуют на статус исследовательских вузов - РИА Новости, 16.10.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Региональные университеты претендуют на статус исследовательских вузов

Читать ria.ru в
Совсем скоро в России появятся 14 национальных исследовательских университетов: такой статус на прошлой неделе был присвоен 12 вузам, еще раньше - двум. Он предполагает дополнительное финансирование и совмещение образовательной деятельности с исследовательской.

Совсем скоро в России появятся 14 национальных исследовательских университетов: такой статус на прошлой неделе был присвоен 12 вузам, еще  раньше - двум. Он предполагает дополнительное финансирование и совмещение образовательной деятельности с  исследовательской. Для чего это нужно и какие еще возможны пути интеграции науки и образования, рассказывает ректор Международного университета природы, общества и человека "Дубна" Дмитрий Фурсаев.

- Дмитрий Владимирович, не всегда хороший ученый - это хороший преподаватель. Надо ли вообще вузам вести научно-исследовательскую работу, а преподавателям писать научные статьи?

- Безусловно, надо, поскольку это напрямую определяет качество образования. Если преподаватель является действующим ученым, его лекции, как правило, являются более глубокими и интересными для студентов. Кафедра, факультет, где он работает, выглядит привлекательнее.  Это относится к преподавателям, ведущим как прикладные, так и фундаментальные исследования. Например, чтобы подготовить высококлассных инженеров, лекции им по соответствующим дисциплинам должны читать математики, реально занимающиеся математическими проблемами, а не пересказывающие учебники. По этой причине в западных университетах профессорские позиции на основе жестокого конкурса отдаются самым успешным ученым.

- Но в вузах наукой сегодня занимаются единицы. По данным исследования Госуниверситета Высшей школы экономики, только 19% преподавателей. Почему? Наследие прошлого?

- Отчасти да, в советское время было четкое разделение: наукой занимались научно-исследовательские институты. Вузам в целом отводилась образовательная функция.

- Получается, в вуз надо приглашать сотрудников НИИ, чтобы преподавали?

- Да, и, в том числе, работая по совместительству. К сожалению, требования, предъявляемые к вузам, устанавливают ограничения на долю совместителей. Вузам же «переманивать» ученых в свой штат бывает сложно: нет достаточной  материально-технической базы, чтобы ученые в университетах могли заниматься исследованиями.
Когда 15 лет назад был создан наш университет, мы опирались на кадры наукограда Дубна,  привлекали к работе сотрудников крупных организаций, таких как Объединенный институт ядерных исследований. Постепенно часть преподавателей переходила к нам в штат, но этот процесс занимал время. Возможно, аккредитационые показатели, касающиеся доли ученых-совместителей, преподающих в вузе, стоит сделать более гибкими.

От этого выиграют не только вузы, но и научные организации, которые через своих сотрудников, совмещающих науку и преподавание, получают доступ к талантливым студентам и аспирантам.

- Сейчас в России создаются Национальные исследовательские университеты, которые благодаря дополнительному финансированию смогут заниматься исследовательской работой. А что с остальными вузами?

- Убежден, что эти важные государственные меры, должны быть дополнены механизмом, позволяющим вовлекать в модернизацию высшего профессионального образования регионы. Субъекты Российской Федерации должны стать заинтересованными и активными участника этого процесса на своем уровне. Их поддержка региональным университетам, учредителями которых они являются,  должна быть направлена  на создание базы для научных исследований, ставок для научных работников, развития академических контактов.  Мы вышли с идеей развития нашего университета как регионального исследовательского вуза и получили одобрение со стороны губернатора Московской оласти Б.В. Громова.  Наша инициатива обсуждалась также на круглом столе с участием представителей Министерства образования и науки,  Министерства образования Московской области, представителей научных организаций, крупных компаний и получила положительную оценку. Сейчас мы готовим программу развития вуза именно в таком качестве, исходя из потребностей региона Подмосковья. Если проект будет успешным, опыт Дубны мог бы распространиться.

- Вы рассчитываете как на федеральную, так и на региональную поддержку?
- Поддержка региона необходима, чтобы вуз работал в его интересах. Позднее среди региональных исследовательских университетов можно было бы провести отдельный национальный конкурс на получение федеральных средств.

- А сколько денег "на науку" нужно вузу?

- На начальном этапе речь может идти о 3-5% вузовского бюджета. Этого будет достаточно для реализации нескольких «локомотивных» научных или инновационных проектов университета, создания основы материально-технической базы. Затраты относительно небольшие но они важны, поскольку сегодня во многих высших учебных заведениях статьи расходов на науку не предусмотрено вовсе.

- Еще один источник финансирования - гранты. Они стимулируют и преподавателей для занятий научной деятельностью. Этот механизм прижился в России?

- Система грантовой поддержки в России развивается. Она должна стать более прозрачной и подконтрольной научному сообществу. Конкуренция за гранты должна быть подлинной.  Из-за слабой научной инфраструктуры  вузам подчас сложно конкурировать с научными организациями на получение крупных грантов. Это еще одна причина, почему университетам, особенно региональным, нужно особое внимание и поддержка.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала