В этом году многие российские вузы перешли на двухуровневую систему обучения (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры). Об особенностях новой структуры и ее проблемных сторонах в интервью РИА Новости рассказал ректор Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства (ИБДА АНХ) при правительстве РФ Сергей Мясоедов.
- Сергей Павлович, несмотря на то, что Россия присоединилась к Болонскому процессу еще в 2003 году, дискуссия не утихает: насколько эффективна двухуровневая система?
- Я не понимаю сути этой дискуссии. Реформа давно назрела. Она делает систему высшего образования в России понятной для Европы и США. Если мы хотим, чтобы наши выпускники не находились на замкнутом рынке труда в границах советской империи и могли конкурировать с выпускниками зарубежных университетов, мы должны перейти на двухуровневую систему. Она не только повышает эффективность обучения, но и экономит значительные средства. По статистике, 65% выпускников российской высшей школы на протяжении последних десятилетий по специальности не работают. Огромные финансовые средства, которые тратятся на специализацию (5 курс привычной вузовской программы), уходят в никуда.
- Вчерашние школьники в 17-18 лет еще не в состоянии определиться с будущей профессией...
- Да, а двухуровневая система дает им эту возможность. Отучившись 4 года, кто-то определится с профилем будущей профессии и продолжит учиться в магистратуре. А кто-то решит, что вначале надо поработать. А пока знаний, полученных на бакалавриате, достаточно. А через 5-6 лет, минуя магистратуру, можно будет пойти на программу МВА (Мастер делового администрирования). Она, в отличие от магистратуры, рассчитана на тех, у кого есть опыт работы.
- Но говорят, бакалавр – это недоучившийся студент, ведь чему можно научить за 3-4 года?
Так говорят плохие преподаватели, работающие по старинке. Кто не способен ничему научить за 3-4 года, не в состоянии дать современные знания и за 5 лет. Но надо понимать, что двухуровневая система требует переподготовки преподавателей.
Неумение использовать современные методики и телекоммуникационные возможности, делать акцент на проектной (самостоятельной) работе студентов нередко прикрывается рассуждениями о нехватке времени. Отсюда панические заявления, что отказ от традиционной модели и сокращение количества аудиторных и лекционных часов, где переск0азывают старые учебники и конспекты, якобы приведет к падению качества образования. С этим нельзя согласиться. Просто значительной части наших преподавателей надо учиться работать по-новому.
- В вузах есть понимание, чему учить в магистратуре?
- Если говорить в масштабе страны, похоже, что нет. Магистратура «застряла» где-то между бакалавриатом и аспирантурой, не имея своего лица.
Предполагается, что она должна углубить профессиональные знания, развить навыки научно-исследовательской работы, обеспечить базовую подготовку к педагогической деятельности. Но выпускник такой магистратуры – это, фактически, недоучившийся аспирант. Чтобы он был востребован на рынке, этих знаний ему недостаточно. По нашему мнению, чтобы выпускник магистратуры стал конкурентоспособным на рынке труда, его обучение должно быть существенно более сфокусировано на нужды его будущей профессии. Однако понимание этого факта присутствует сегодня только в узкой группе ведущих университетов и бизнес школ страны.
- Как можно качественно подготовить в магистратуре специалиста, например, по менеджменту?
- За счет включения в программу дисциплин, ориентированных на проектную и консультационную деятельность, а также на личностное развитие. Мы по опыту знаем, что после окончания магистратуры лишь небольшая часть выпускников хочет заниматься научно-исследовательской и педагогической работой. Большинство же стремится работать в консалтинге. Или в реальном бизнесе: стать помощником или экспертом - аналитиком при руководителе предприятия. То есть готовить материалы и рекомендации для принятия управленческих решений. Поэтому в программе мы делаем специальный акцент на проектную и консультационную работу. За два года учебы помимо курса по методологии консультационной работы и ряда специальных предметов магистранты в нашем Институте в обязательном порядке готовят четыре индивидуальных и групповых проекта, предложенных предприятиями-партнерами. Это делает учебу интересной, полезной и осмысленной.
- А зачем нужны дисциплины личностного развития?
- По словам руководителей HR-служб ведущих российских компаний, проблема выпускников вузов не столько в их профессиональной непригодности (инженеров, химиков, биологов наши вузы готовят неплохо), сколько в том, что выпускники приходят в большую жизнь абсолютно к ней не готовые, не умеющие брать ответственность, безынициативные. И компаниям приходится по нескольку лет учить выпускников, как жить и работать в производственном коллективе. Поэтому, по нашему мнению, в магистратуре обязательно должны преподаваться такие предметы, как конфликтология, командообразование, лидерство и другие.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости